ХОЖДЕНИЕ НА ФЛОРЕНТИЙСКИЙ СОБОР

Опубликовано в: Хождение на Флорентийский собор // Библиотека литературы Древней Руси. Т.6. С. 466-487 и Памятники литературы Древней Руси. XIV-середина XV века, М."Худ. лит.", 1981, c. 468-493.
(Текст предоставил А.Н.Медведь)



В  1439 г. во Флоренции на объединенном соборе православной и католической церквей было принято решение об унии. Византийский император Иоанн VIII Палеолог и руководство Византийской церковью согласились на это, рассчитывая таким образом получить от Запада помощь в борьбе с турецкой экспансией. Папа Евгений IV стремился посредством унии добиться распространения влияния папского престола на страны православкого мира. Унию подписал и русский митрополит Исидор, но его поступок вызвал в Москве бурю негодования, и Исидор был низложен.

Участники русской церковной делегации на Флорентийском соборе написали четыре произведения. Одно из них -- "Повесть о восьмом соборе" суздальского иерея Симеона, рассказывающая о деятельности Флорентийского собора, представляет собой полемическое антикатолическое сочинение, три других -- являются памятниками литературы путешествий. Суздальский епископ Авраамий описал мистерии (театральные представления на религиозные темы), которые он наблюдал в церквах Флоренции (сочинение Авраамия известно под названием "Исхождение Авраамия Суздальского"). Неизвестный суздалец, член свиты Авраамия, составил описание путешествия русского посольства из Москвы во Флоренцию и из Флоренции в Суздаль (из Москвы посольство выехало 8 сентября 1437 г., в Суздаль при-было 29 сентября 1440 г.). Этому же автору принадлежит, очевидно, и "Заметка о Риме" (см. далее).

Описание путешествия русского церковного посольства выполнено в традиционном  для  памятников древнерусской литературы жанре "хождений": в них "дорожник" -- перечисление географических объектов в хронологической последовательности путешествия -- сочетается с очерковыми описаниями виденного и выражением чувств и переживаний автора.

Повествуя о путешествии русского посольства ? из Москвы через Ливонию, Германию, Италию во Флоренцию и из Флоренции через Италию, Хорватию, Венгрию, Польшу, Литву на Русь, -- неизвестный суздалец знакомит читателя не только с географической и политической картой Европы, но и с внешним обликом европейских городов, занятиями их жителей, сообщает сведения языкового и вероисповедального характера. Автор искренне восхищается достижениями западноевропейской культуры, без тени осуждения ?латинства?, хотя в то время, в связи с Флорентийским собором, религиозные страсти достигли большого накала. Сочинение неизвестного суздальца представляет большой интерес как первое русское описание Европы, как памятник, сохранивший первые впечатления русских людей от знакомства с Западом.

Произведение издается по списку: БАН, 16.8.13 (вторая четверть XVI в.); исправления сделаны по списку: ГБЛ, Музейное собрание ь 939 (середина XVII в.)
 
В льто 6945 поьхал митрополит Сидоръ1 с Москвы на Рожество святыа Богородици,2 приьхал въ Тверь на Воздвижение честнаго креста.3 А с ним владыка Аврамий Суждальский.4 И въстрьтилъ его князь Борис Твьрьский5 с своими боляры с великою честию, а владыка Илиа6 съ кресты, съ всьми священники, и весь народ града того. А был въТвъри 9 дней. А выьхал в неделю и ночевал въ Савинь пустынь. А от Москвы до Твьри 200 верст без 20. А от Твьри до Торъжку 60 верстъ, а от Торжку до Волочка 70 верстъ. А от Волочка пошел рекою Мъстою в лодьь к Великому Новугороду, а кони берегом. А от Волочка рькою до Новагорода триста верст. В 6945 (1437) году, в Рождество святой Богородицы, поехал митрополит Исидор из Москвы, приехал в Тверь в день Воздвижения честного креста. А с ним был владыка Авраамий Суздальский. И встретил его тверской князь Борис со своими боярами с большими почестями, также и владыка Илья с крестами, со всеми священниками, и все население того города. И пробыл он в Твери девять дней. А выехал в воскресенье и ночевал в Саввиной пустыни. А от Москвы до Твери сто восемьдесят верст. А от Твери до Торжка шестьдесят верст, а от Торжка до Волочка семьдесят верст. А от Волочка поехал в ладье по реке Мсте к Великому Новгороду, а кони шли берегом. А от Волочка до Новгорода по реке триста верст.
И срьтоша его далече владыка новгородский Еуфимий7 и посадники с великою честию. И ночевал въ Юрьевь монастыри. На утрь же въьхал въ град месяца октября въ 7 день. И срьтил его владыка съ кресты, с попы и диаконы, и весь народ, и тьсноть велиць суши народом. И дошед врат града того, и на вратьх церковь, и ту митрополит облечеся в ризы, а с ним владыка Аврамий облечежеся. И ту свящали воду, и кропили народ. И иде къ святой Софии,8 и розволкся ту, и того дни пировал у архиепископа Еуфимиа, и давъ ему честь велию. Бысть же в Новьгородь седмь дний. И встретили митрополита далеко до Новгорода новгородский владыка Евфимий и посадники с большими почестями. И митрополит ночевал в Юрьевом монастыре. Утром же, 7 октября, въехал в город, и там снова встретил его владыка с крестами, с попами и дьяконами, и весь народ, и от множества народа была большая теснота. И подойдя к городским воротам, -- на воротах была церковь, -- митрополит облачился в ризы, и вместе с ним облачился и владыка Авраамий. И здесь святили воду и кропили ею народ. И затем митрополит пошел к собору святой Софии и здесь снял облачение, и в тот же день пировал у архиепископа Евфимия, где ему оказали большие почести. Пробыл же в Новгороде семь дней.
А из Новагорода поиде ко Пскову. И пьсковичи срьтоша его на рубижи и почтиша его велми. И приьха въ Пьсков месяца декамвриа на память святаго отца Николы.9 И за градом сретоша его съ кресты священици и народ многъ. И того дни служил обьдню у святые Троици,10 а с ним владыка Аврамий, и благословилъ народ; и даша ему 20 рублевъ. А от Новагорода до Пскова два 90 верстъ. И ту быша пирове мнози и дары велици. А отпуская его, даша ему 100 рублевъ. И поьха изо Пскова в Ньмци,11 месяца генваря, на память святаго апостола Тимофеа.12 А был въ Псковь 7 недель. Из Новгорода митрополит поехал во Псков. И псковичи встретили его на рубеже, и весьма почтили. И приехал в Псков в декабре в день святого Николы. И у города встретили его священники с крестами и множество народа. И в тот же день служил он обедню в соборе святой Троицы, и с ним владыка Авраамий, и благословил народ; и псковичи подарили ему двадцать рублей. А от Новгорода до Пскова сто восемьдесят верст. И тут для митрополита устраивались многие пиры, и дары ему большие давали. И, отпуская его, псковичи подарили ему сто рублей. И поехал из Пскова в Немецкую землю в январе месяце в день святого апостола Тимофея. А пробыл во Пскове семь недель.
Первый град немецкий Коспиръ бискупа Юрьевьскаго.13 И ту его срьтил бискупъ юрьевскый с великою честию по своему праву немецкому, съ своими стрыи немецкими, съ трубами и съ свирьльми, и дав ему честь велику, и дары многы. А от Пьскова до Юриева14 града 100 верстъ. Первый немецкий город был Коспир, город юрьевского епископа. И тут его встретил юрьевский епископ с большими почестями по своему немецкому обычаю, со своими немецкими магистрами, с трубами и со свирелями, и оказал ему большие почести, и дал многие дары. А от Пскова до города Юрьева сто верст.
И приьхал господинъ15 къ Юрьеву, и ту сретоша его посадникы и ратманы16 далече, и священници съ кресты, и множество народа града того, и даша ему честь велию. И приехал господин к Юрьеву, и далеко до Юрьева его встретили бургомистры, и ратманы, и священники с крестами, и множество народа из того города, и оказали ему большие почести.
Град же бь Юриев каменъ, велик, полаты же в нем велми чюдны, и нам же не видавшим, дивлящемся; церкви же бь многы и монастыри велици. И монастырь бъ женскый, по их праву, един, велми чюденъ: неисходяшим бо имъ никогдаже из монастыря того, а стригущимся в монастыри том девами суще, и того ради звашеся святыа девы; ризы же черниць тьх бълы яко снъгъ, ряскы же и монатьи, а на главах ихъ венець чернъ, а поперек главы крестъ, а на то наметкы белы, яко сньгъ; а от мирян никакоже к ним не ходят, но токмо же нам у них бывшим съ господиномъ,и видъвше их житие, удивихомся. Рька же бь обошла с тое страны, откуду мы приьхали. Горы же бяху у них, поля и садове красны. Церкви же христианскые 6ь у них двь: святый Никола и святый Георгий; христианъ же мало. Город же Юрьев большой, построен из камня, здания в нем замечательные, и мы, не видевшие таких раньше, удивлялись; в городе много также церквей и больших монастырей. И есть в нем один женский монастырь, устроенный по их обычаю, весьма замечательный: монахини никогда не выходят из того монастыря, а постригаются в нем только девицы, и поэтому они называются святые девы; одежда же у тех черниц -- рясы и мантии -- белые, как снег, а на головах их черный венец, а поперек главы крест, а поверх всего покрывала, тоже белые, как снег; и из мирян никто к ним не ходит, только мы были у них с господином и, видев их жизнь, удивлялись. С той стороны, откуда мы приехали, река огибает город; и есть у них горы, поля и сады красивые. Церквей же православных у нях две: святого Николы и святого Георгия; православных же мало.
А от Юриева до Ригы града 200 верст и 50. А от Юриева ьхал къ Ризъ, много градовъ видехом. И ьхал на Володимерь град. И сретоша его паны велиции за день; и егда быша близ града, и срьтоша его арцибискупъ Тимофьй17 и архимандрит Захариа, и посадникы, и ратманы, и весь град съ трубами и съ свирьлми,и гудци, и с великою честию. А от Юрьева до города Риги двести пятьдесят верст, и по пути от Юрьева к Риге мы видели много городов. И ехал митрополит через город Вольмар, и встретили его знатные господа за день пути до Риги; и когда приблизились к городу, встретили его архиепископ Тимофей, и архимандрит Захарий, и бургомистры, и ратманы, и все население города с трубами, и свирелями, и скрипками, с великими почестями.
А приьха в Ригу до обьда, месяца февраля въ 4, на память отца Сидора. Въ градь же его срьтоша съ кресты Попове и вси народи, и ради бывше ему велми. И ялъ господинъ у арцибискупа; и владыка Аврамий и Фома, посол твьрскый,18 сьдоша за единымъ столом с митрополитом, и арцибискупъ, а нам за другым. И ту видехом честь велику, и вина различные быша. И ту был господинъ 8 недель. А приехал в Ригу 4 февраля, в день святого Исидора, до обеда. В городе же его встретили с крестами попы и весь народ и были ему очень рады. И ел господин у архиепископа; и владыка Авраамий и Фома, тверской посол, сидели за одним столом с митрополитом и архиепископом, а мы -- за другим; и тут видели почести большие, и вина различные были. И здесь господин пробыл восемь недель.
И поиде в корабль на море, и проводиша его с великою честию; и поьха из Ригы месяца маиа въ 5, на память мученици Ирины рькою Двиною к морю. И на брезь у моря был день. И пошелъ в корабли по морю в среду 4 недели по Пасце, в Преполовление праздника.19 И бывшу ему един день вьтру добрь въющу. И не по мнозьх днехъ внезапу в полунощи нападе на нас буря не ветреным дьлом, ино корабль волнами покрывашеся, а градьцу верховнему в вальх бывшу. Мы же вси живота своего отчаяхомся, глаголюще: "Увы! погыбаемь". Но не многу тому бывшу. Но не единова тацьй бури бывши, и потом тма бысть на мори велика, а вьтру не вьюшу. И роптанию бывшю в ньмцех: "Не нас ради сиа быша, но христиан ради". И приидоша ньмци господину глаголюще: "Видиши ли толику беду нашу -- тмь бывши и вьтру не вьюшу; и ту бо островъ Свитскылих камены, преборы и разбои великиа; и мы того ради приидохом к тебь: помоли Бога, а мы поюще по своему". Господину призвавшу владыку Аврамиа и Фому, посла твьрьскаго, и архимандрита Васиана, и всь свои боляре, и нача глаголати: "Епископе, помоли Бога". И нача молебен святьй Богородици Одигитрие20 по греческы и съ своими грекы; а владыка Аврамий по своему, по русскыи. И нача тма расходитись, и уже бысть при вечери, и вьтру добрь вьющу; и оттоль зла ничтоже не видьвше. И по многых днех брегъ увидьвше, и доидохом пристанища по здорову. И затем митрополит поехал к морю на корабле, и проводили его с великими почестями; и поехали из Риги к морю по реке Двине 5 мая, в день мученицы Ирины. Пробыв день на берегу моря, он затем на корабле поплыл по морю в среду четвертой недели после Пасхи, в праздник Преполовения. И только один день был попутный ветер. Затем, по прошествии немногих дней, внезапно, в полночь, налетела на нас буря, хотя ветра и не было, корабль захлестывало волнами так, что даже верхняя надстройка на нем заливалась водой. Мы же все, отчаявшись в жизни, восклицали: "Увы! погибаем". Но так продолжалось недолго, и никогда больше такой бури не бывало. Вслед за бурей на море наступила тьма и ветер не веял. И немцы начали роптать: "Не из-за нас это случилось, но из-за православных". И пришли немцы к господину, говоря: "Видишь ли ты, какая случилась беда -- наступила тьма и прекратился ветер; а тут поблизости скалистый остров Готланд, около которого грабят пираты. И поэтому мы пришли просить тебя: помолись Богу, а мы будем молиться по-своему". Тогда господин призвал владыку Авраамия, и тверского посла Фому, и архимандрита Вассиана, и всех своих бояр, и сказал: "Епископ, помолись Богу". И господин начал молебен святой Богородице Одигитрии со своими греками по-гречески, а владыка Авраамий по-своему, по-русски. И стала тьма расходиться -- уже было к вечеру, -- и подул попутный ветер; и с тех пор мы не знали никаких бед. И по прошествии многих дней увидели берег и благополучно достигли гавани. 
А ис корабля пошелъ в понеделник, месяца майа в 19 на память святаго мученика Патрекиа, и дошедшу ему до пристанища, и срьтоша его посадникы и ратманы. От славнаго града Любка моремъ тысяща верстъ, а брегом полторы тысящи. И привезоша 20 возов, и седохом на возы, и поидохом ко граду, и быхом близь града, и срьтоша весь народ мног. Девятнадцатого мая, в понедельник, в день святого мученика Патрикия, митрополит спустился с корабля, и когда сошел на пристань, его встретили там бургомистры и ратманы. От славного города Любека по морю тысяча верст, а по берегу полторы тысячи. И встречавшие прибыли с двадцатью возами, и мы сели на них и поехали к городу; и когда мы были уже близ города, нас встретило много народа.
И видьхом град велми чюденъ, и поля бяху, и горы невеликы, и садове красны, и полаты велми чюдны, позлащены врьхы, и монастыри в нем велми чюдны и силни. И товара в нем всякаго полно. А воды приведены в него, текут по всьмъ улицам, по трубам, а иные ис столповъ студены и сладкы. И ходящу ему на празник Възнесениа21 по божницем;22 и видьхом съсуды священныа златыя и серебреныя, и мощей святых множество. И ту приидоша мниси и начаша звати господина, чтобы их монастыря посмотрилъ. Он же поиде, и показаша ему съсудовъ священных множество неизчетенно и риз драгых златых множество с камением драгым и съ жемчюгом. И увидьхом ту мудрость недоумьнну и несказанну: прость, яко жива, стоить Пречистая и Спаса дрьжит на руць младенечным образом; и зазвеняше колоколчик, и слетит аггел с верху, и снесет вьнець в руках, и положит на Пречистую; и поиде звезда, яко по небу; и на звьзду зряху, идяху вълсви три, а пред ними человекъ с мечем, а за ними человекъ с топоромъ; и внесоша дары Христу, злато, и ливан, и измирну, и приидоша къ Христу и Богородици, и поклонишася; и Христос обратяся, и благослови их, и хотяше руками взяти дары, яко дитя, играя у Богородици на руках; они же поклонишася и отидоша; и аггелъ же възлетит горь, и вьнець взя.23 И ведоша нас, идьже лежат их книгы, и видьхом боль тысящи книг, и всякого добра неизреченнаго, и всякыа хитрости, и полаты чюдны велми. И въведоша нас в трапезу своюи,несоша вина различная, и сахары многы разныа, а ту даша господину честь велику. И ту видехом на рьць устроено колесо, около его 100 сажен, воду емлет из рькы и пущает на всь домы. И на том же валь колесо мало, тоже мелеть и сукна точет красные.24 Ту же видьхом два звьря люты в полатъ, у окна прекованы жельзы. И увидели мы прекрасный город: тут были и поля, и небольшие холмы, и сады красивые, и замечательные дома с позолоченными фронтонами, и монастыри в нем были также весьма замечательные и большие; и товаров всяких было в нем полно. А вода подается в него, течет по трубам по всем улицам и бьет из фонтанов -- студеная и вкусная. И когда митрополит посещал храмы в праздник Вознесения, мы видели священные сосуды, золотые и серебряные, и множество мощей святых. И тут пришли монахи и начали звать господина посмотреть их монастырь. И когда он пришел, показали ему бесчисленное множество священных сосудов и дорогих златотканых риз, украшенных драгоценными камнями и жемчугом. И увидели здесь необычайное диво, которое умом нельзя постигнуть и словами описать: просто, как живая, стоит Пречистая и держит на руках младенца Спаса; и как зазвенит колокольчик, слетает ангел сверху, неся в руках венец, и возлагает его на Пречистую; и идет звезда, как по небу; и вслед за звездой идут три волхва, а перед ними -- человек с мечом, а за ними человек с топором; и несут дары Христу, золото, и благовония, и миро, и подходят к Христу и Богородице, и кланяются; Христос же, обернувшись, благословляет их и хочет взять дары руками, играя, как дитя, у Богородицы на руках; они же кланяются и отходят; и ангел взлетает вверх, взяв венец. Затем привели нас туда, где лежат их книги, и видели более тысячи книг, и всякое добро несказанное, и всякие искусные вещи, и палаты чудесные. И ввели нас в свою трапезную, и принесли различные вина, и много разных сластей; и тут оказали господину великие почести. И потом увидели мы -- на реке, на расстоянии ста сажен от монастыря, устроено колесо, которое забирает воду из реки и направляет ее во все дома. И на том же валу находится малое колесо, которое мелет и валяет красивые сукна. Тут же видели в здании двух диких зверей, прикованных цепями около окна.
А кони митрополичи гнали берегом от Риги къ Любку на Курскую землю, а поперек Жемотские земли 3 дни, и оттоль на Прускую, и оттоль на Баморьскую землю, и оттоль на Жунскую землю, и оттоль на Висмертьскую, и оттоле к Любку. И в Любок приехав един день господинъ в корабли, а с конми брегом, а поехали с конми из Ригы за 6 недель до поьзда до митрополича. А митрополичьих коней гнали по берегу от Риги к Любеку: к Курляндской земле, и через Жмудскую землю в течение трех дней, и оттуда к Прусской, и оттуда к Поморской земле, и оттуда к Штральзундской земле, и оттуда к Висмарской, и оттуда к Любеку. И господин на корабле прибыл в Любек в тот же день, что и кони, которых гнали берегом, а поехали с конями из Риги за шесть недель до отъезда митрополита.
И поьха из Любка на конех в пяток Троицины недели25 и ночевалъ за 4 мили26 въ градь Мелнъ. И бь бо около града того езеро, а з другую страну приведена рька боль 20 верст из великиа рькы Елевы. А от Мелна града 4 мили до рькы Елевы. А от Елевы рькы Мечь рька,27 а перевоза поперькъ ея три версты. А от тое рькы до Луньбрега града 2 мили. И он выехал из Любека на конях в пятницу Троицыной недели и переночевал в городе Мёльне, до которого четыре мили от Любека. И около того города имеется озеро, а с другой стороны проведен канал протяженностью более двадцати верст из великой реки Эльбы. А отгорода Мёльна до реки Эльбы четыре мили. А у реки Эльбы находится Мечь-река, перевоз через которую составляет три версты. А от той реки до города Люнебурга две мили.
От Любка до Луньбрега 8 миль. Той убо град величеством подобенъ есть Любку. И среди града того суть столпы устроены, в мьди и позлащены, велми чюдно, трею саженъ и вышше; и у тьх столпов у коегождо люди приряжены около тою же мьдию; и истекают ис тьх людей изо всьх воды сладкы и студены: у единого из уст, а у инаго изъ уха, а у другаго изъ ока, а у инаго из локти, а у инагоиз ноздрию, истекают же велми прудко, яко из бочек; ть бо люди видьти простъ, яко живи суть, и ть бо люди напояют весь град той и скотъ; и все приведение вод тьх велми хытро, истькание и несказанно. От Любека до Люнебурга восемь миль. Этот город по своим размерам подобен Любеку. И в нем воздвигнуты с большим искусством фонтаны: колонны из меди, позолоченные, трех сажен в вышину и больше, и около каждой из колонн имеются сделанные также из меди статуи людей; и из тех людей вытекают воды вкусные и студеные: у одного изо рта, а у другого из уха, а у иного из глаза, а у иного из локтя, а у иного из ноздрей, -- вытекают очень быстро, как из бочек; статуи людей выглядят как живые, и фонтаны те напояют весь тот город и скот; и все устройство для подачи воды выполнено с таким большим искусством, что его нельзя описать словами.
А от Луньбрега до Бруньзвига града 16 миль. И той град величеством вышьши тьх градовъ прежних, и полаты в нем видьти чюдны, верхы их устроены; а покровение их велми подобно удивлению: есть бо крыто дъсками синего камени хитро и хороше, яко и лемешем,28 и утверживано гвоздиемь, яко не мощно рушитися во много льт. И еще суть рьки великы приведены по всему граду тому, береги их и дна морованы камением; а иные воды въ столъпы приведены, якоже и в предписанных градьхъ. И все здание града того видъти твердо есть, и подивитися о сем. А от Люнебурга до города Брауншвейга шестнадцать миль. И тот город по своей величине больше всех ранее названных городов. И в нем можно увидеть замечательные здания с удивительными крышами: покрыты они пластинами из синего камня хорошо и искусно, как лемехом, и укреплены гвоздями так, что прочно держатся в течение многих лет. И по всему тому городу проведены каналы, берега и дно которых выложены камнем; а другие воды подведены к фонтанам, как и в ранее описанных городах. И весь тот город выглядит таким укрепленным, что вызывает удивление.
А от Бруньзвига до Батмера града 11 миль. Той бо град величеством Любку подобен. И под весь град той улици морованы и полаты, а воды к нему приведены от Аламаньские земли.29 А от Брауншвейга до города Магдебурга одиннадцать миль. Тот город по своим размерам подобен Любеку. И в нем улицы выложены камнем и дома из камня построены, и воды к нему приведены из Аламанской земли. 
И от того града есть град именем Липесъ велми велик. А от того же града есть град именем Афрат, велик и чюденъ, и имениемъ многым и хитрым рукоделиемъ преумножен; и таковаго товара и хитра рукоделиа ни в коемъ граде въ предписанных не видехом. За этим городом находится город очень большой, называемый Лейпцигом. А за ним город, называемый Эрфуртом, большой и замечательный, поражающий своим богатством и ремеслами искусными; и таких товаров и ремесел мы не видели ни в одном из прежде описанных городов.
А от того града есть град Бемибъверегъ великъ же и чюденъ. И ту празновахом праздникъ святых апостолъ Петра и Павла,30 и ту видехом: ходили съ кресты по граду 300 попов. Следующий за ним город Бамберг также велик и замечателен. Тут мы отпраздновали праздник святых апостолов Петра и Павла, и тут видели, как ходили по городу триста попов с крестами.
Да того же дни господинъ выехал изъ того града милю, и облегохом въ градь именем Понтъ,31 а рька под нимъ зовома Тискъ, и того ради зовется той град Понтенскъ. И той убо град окааннаго Пилата. В том бо граде вотчина его и рожение, и по градь зовется Понтийскый Пилатъ. В тот же день господин выехал из этого города, и, проехав одну милю, мы остановились в городе по названию Понт, а около него течет река -- Тиск, и поэтому тот город зовется Понтенск. И тот город -- родина окаянного Пилата. В этом городе находилась его вотчина, и здесь он родился, и по названию города он прозывается Понтийский Пилат.
И от того града есть град Нурбехъ, велми велик и крепок. И людий в нем много, и товара; и полаты в нем деланы белым каменем, велми чюдны и хитры; такоже и рькы приведены къ граду тому великими силами хитро; а иные воды во столпы приведены хитръе всьх предписанных градов, и сказати о сем убо не мощно и недомыслено отнудь. От Любка до Нурбеха 100 миль. И за этим городом находится город Нюрнберг, весьма большой и укрепленный. И людей в нем много, и товаров. И в нем из белого камня выстроены с большим мастерством удивительные здания; и каналы подведены к тому городу с огромным трудом и умением; а кроме того, вода подведена к фонтанам с большим искусством, нежели во всех ранее описанных городах; и рассказать об этом невозможно, и понять это нельзя. От Любека до Нюрнберга сто миль.
И тьи Нурбех град стоит среди Аламанские земли. Аламанская земля, то есть не инаа вера, ни ины язык, но есть едина вера латиньская, а языкъ немецкий же, но разно, яко и русь с сербы, тако и онь с ньмьци. И тот город Нюрнберг стоит посреди Аламанской земли. В Аламанской же земле вера не иная и язык не иной, но там такая же вера -- латинская и язык немецкий же, но в языке различия есть: как у русских с сербами, так и у населения Аламанской земли с немцами.
И от того града 17 миль есть град во имя Августа царя, его же из начала тъй царь Иустиниянъ нача и създа на славной рьць Дунай, и того ради зоветса град той Августъ, а по немецки же Авспрокъ.32 И величьством превъзыде всьх предписанных градовъ. И полаты в немъ, и воды, и иная вся строениа велми чюдна. И божници в нем устроены, и с надвориа писано велми хитро, а внутри якоже и иные божници подписаны; и ту написан царь Иустиниан, началный здатель града того, да и иные цари римьские писаны, то же и угорское и аламаньское. И в семнадцати милях от того города находится город, названный в честь императора Августа; этот город основал и создал на славной реке Дунае император Юстиниан, и поэтому называется город Август, а по-немецки Аугсбург. И величиной он превосходит все ранее описанные города. И дома в нем, и снабжение водой, и всякие другие устройства весьма замечательны. И храмы в нем воздвигнуты, снаружи весьма искусно расписанные, и внутри они расписаны, как и другие храмы; и там изображен император Юстиниан, первый основатель того города, и другие римские императоры изображены, а также венгерские и аламанские короли.
А от того града до Полониных гор 10 миль. А от Полониных горъ до князя, зовомаго дукы,33 15 миль, и городок дръжит Жунбрюкъ невеликъ. А от того града къ Полониным горам до града Фреанды 24 мили. И оттолъ въ Фряжскую землю34 до града Павды 15 миль. И всех Полониных горъ 60 миль. Горы же ть не ту суть, но от Чернаго моря пошли даждь и до Бьлаго моря,35 яко зовутся поясъ земный, камены. Толико жо высоци суть, облаци вполь их ходят, и облаци от них ся взимают. Сньзи же лежат на них от сотворениа горъ тьхъ; льть же варъ и зной велик в них, но сньг же не тааше. Павда же град велик велми и крьпок. И оттоль до Ферары града 10 миль. И ту есмя приехали по Госпожинь дни на 3 день.36 А от того города до Альпийских гор десять миль. А от Альпийских гор до князя, называемого дука, пятнадцать миль, и тот князь владеет небольшим городом Инсбруком. И от, этого города к Альпийским горам до города Тренто двадцать четыре мили. И оттуда во Фряжскую землю до города Падуи пятнадцать миль. И путь через все Альпийские горы составляет шестьдесят миль. Горы же не только тут: простираются они от Черного моря и до Белого и называются пояс земной, каменный. Так высоки они, что облака вдоль них движутся и с них подымаются. Снега же лежат на горах от их сотворения; летом в горах жара и зной большой, но снег не тает. Падуя -- город весьма большой и укрепленный. И от него до города Феррары десять миль. И мы приехали туда в третий день после Госпожина дня.
И ту есмя наьхали папу римьскаго Еугениа,37 от Рима за 50 миль. Ту же и святаго царя греческаго Иоанна,38 и святаго патриарха Иосифа39 вселеньскаго, и святый вселеньскый соборъ. А въ зборь бысть с патриархом митрополитов 22: первый -- раклийскый Антоней, 2 -- ефесскый Марко, 3 -- русскый Исидоръ, 4 -- манавасийскый Досифей, 5 -- трапизонскы Дорофей, 6 -- кизитьскый Митрофанъ,7 -- никейскый Висарионъ, 8 -- никомидьйскый Марко, 9 -- лакедомонийскый Мефодий, 10 -- трьновскый Игнатей, 11 -- амасийскый Иасафъ, 12 -- мальдовьскый, рекше влашки, Демианъ, 13 -- ставропольскый Исайа, 14 -- родовьскый Нафанаилъ, 15 -- митулиньскый Дорофей, 16 -- драмасиньскый Дорофьй, 17 -- мелетинскый Матфьй, 18 -- тристриасийскый Калистъ, 19 -- каланьскый Генадей, 20 -- ахелоньский Генадей, 21 -- иверьскый Иоанъ, 22 -- сардакийскы Дионисий,40 тъи на том святьмъ съборь къ Господу отьиде. И там мы встретили римского папу Евгения; было это на расстоянии пятидесяти миль от Рима. Там же мы застали святого греческого императора Иоанна, и святого вселенского патриарха Иосифа, и святой вселенский собор. А на соборе были с патриархом двадцать два митрополита: первый -- гераклейский Антоний, второй -- эфесский Марк, третий -- русский Исидор, четвертый -- монемвасийский Досифей, пятый -- трапезундский Дорофей, шестой -- кизикский Митрофан, седьмой -- никейский Виссарион, восьмой -- никомедийский Марк, девятый -- лакедемонский Мефодий, десятый -- тырновский Игнатий, одиннадцатый -- амасийский Иоасаф, двенадцатый -- молдавский, иначе говоря волошский, Демиан, тринадцатый -- ставропольский Исайя, четырнадцатый -- родосский Нафанаил, пятнадцатый -- мителенский Дорофей, шестнадцатый -- драмасский Дорофей, семнадцатый -- меленикский Матфей, восемнадцатый -- дристрасский Каллист, девятнадцатый -- ганский Геннадий, двадцатый -- анхиальский Геннадий, двадцать первый -- грузинский Иоанн, двадцать второй -- сардский Дионисий, который во время того святого собора отошел к Господу.
1-ый соборъ бысть месяца октября въ 8 день, въ градь Ферарь в Фрязьх. На соборь же сьде римьскый папа Еугьний, а с ним 12 гардиналовъ, и арцибискупы, и бискупы, и капланы, и мнихы. Православные же вьры на съборь сьдьвшу греческому царю Иоану и брату его деспоту Дмитрею,41 и вселенскому патриарху Иосифу, а с ним митрополитовъ 22, и епископовъ русскых -- Авраамий Суздальскый, и архимандриты, и попы, и диакони, и черньци, и послов 4, трапизоньскый, иверьский, и твьрьскый Фома, и волошьскый Микула. Въ вопросах бывшим тремъ митрополитом, въ отвьтех ефесскый Марко, русскый Исидоръ, никьйскый Висарионъ. Первое заседание собора было 8 октября в городе Ферраре во Фряжской земле. На соборе присутствовали римский папа Евгений, и с ним двенадцать кардиналов, и архиепископы, и епископы, и капелланы, и монахи. Православной же веры были на соборе греческий император Иоанн и его брат деспот Дмитрий, и вселенский патриарх Иосиф, и с ним двадцать два митрополита, и из русских епископов -- Авраамий Суздальский, и архимандриты, и попы, и диаконы, и чернецы, и четыре посла -- трапезундский, грузинский, тверской Фома и волошский Микула. Задавали вопросы три митрополита, отвечали -- эфесский Марк, русский Исидор, никейский Виссарион.
2-й соборъ месяца того же 13. Третий съборъ месяца того же 16. Четвертый съборъ месяца того же 20. Пятый собор месяца того же 25. Шестый соборъ месяца ноября 1. Седмый соборъ того же месяца въ 4. Осмый соборъ месяца того же 8. Девятый сьборъ месяца того же въ 11. Десятый сьборъ месяца того же въ 18. Первый на десять соборъ месяца того же въ 26. Вторый на 10 соборъ месяца декамбря въ 4. Третий на 10 соборъ месяца того же 8. Четвертый на 10 соборъ месяца того же 13.  Второе заседание собора было тринадцатого числа того же месяца, третье -- шестнадцатого числа того же месяца, четвертое -- двадцатого числа того же месяца, пятое -- двадцать пятого числа того же месяца, шестое заседание собора было 1 ноября, седьмое -- четвертого числа того же месяца, восьмое -- восьмого числа того же месяца, девятое -- одиннадцатого числа того же месяца, десятое -- восемнадцатого числа того же месяца, одиннадцатое -- двадцать шестого числа того же месяца, двенадцатое заседание собора было 4 декабря, тринадцатое -- восьмого числа того же месяца.
В том же градь Ферарь на папине дворь вьзведен столпъ камень высокъ и велик, над торгом. И на том столпь устроены часы, колокол великъ; и коли ударит, на весь град слышати; и у того столпа отведено крыльцо, и двои двери; и коли приспьет час и ударит в колокол, и выдет из столпа на крилце аггел, прость видьти, яко жив, и потрубит въ трубу, и въходит другыми дверцами въ столпъ; а людем, всъм видящим аггела и трубу и глас его слышати; и потом в той же великый колоколъ вьсходяще на всяк час аггелъ и ударяше. В том же городе Ферраре на дворе папы, над рынком, воздвигнута каменная башня, высокая и большая. И на той башне устроены часы с большим колоколом; и когда он ударит -- слышно на весь город; и у той башни имеется крыльцо и две двери; и как настанет час и ударит колокол, выходит из башни на крыльцо ангел, видом как живой, и трубит в трубу, и входит через другие дверцы в башню; и все люди видят ангела и трубу и звук ее слышат; и так каждый час входит ангел в башню с большим колоколом и ударяет в колокол.
И в том же градь ясти купихом: яловица 20 золотых, боров пять золотых, а золотой по 30 грошей; а боран два золотых; гусь 3 гроши, куря 3 гроши, хльба 9 проскуръ42 на грошь, сыръ по золотому. И в том городе мы покупали еду: яловую корову за двадцать золотых, борова за пять золотых, -- а золотой состоит из тридцати грошей; барана за два золотых, гуся за три гроша, курицу за три гроша, хлеба девять проскур на грош, за сыр по золотому.
Пятый на 10 соборъ месяца генваря въ 10, в зборной божниць во имя святаго Юриа. Папь же оболчену сущу въ святительскый сан и в рогать клобуць43 сьдяшу ему на высоць мьсть, а с ним гардиналовъ и бискуповъ 44, такоже облачены въ святительскый санъ и в рогатых клобуцех. А патриарху и митрополитом сьдящу в монатиах. И тогда четшим им грамоты по латынскыи и по греческыи, и что им ити ис Ферары къ Флоренску граду. Пятнадцатое заседание собора состоялось десятого января в соборной церкви в честь святого Георгия. Папа, облаченный согласно святительскому сану и в рогатом клобуке, сидел на высоком месте, и с ним сорок четыре кардинала и епископа, также облаченные в соответствии со святительским саном и в рогатых клобуках. А патриарх и митрополиты сидели в мантиях. И тогда зачитали грамоты по-латински и по-гречески, что всему собору нужно переехать из Феррары во Флоренцию.
И поьха папа месяца генваря 16. И поьха патриархъ ис Ферары месяца того же въ 26 рькою Повою, в судьх на низ; а митрополит рускый поиде месяца того же въ 27 рькою тою же въ судьх. От Ферары до града Рженти 25 миль. От Рженти до града Обатши44 7 миль. А от Обатши до града Селжи 7 же миль. И ту поиде господинъ из судна на кони. А от града Селжи до града Алугы 7 миль. А от Лугы до града Фензы 10 миль. От Фензы до града Бряги 28 миль. От Бряги до града Берена45 13 миль; а рька под ним Ирнець46 быстра вельми, чрез ее мостъ камен; и садовъ множество масличных, и мьсто красно меж горъ. И от Берена до града славнаго и прекраснаго Флорензы 50 миль. А все горы камены, высоци, а путь тьсенъ и тяжекъ велми, занеже возы не ходят, но на въюкьхъ возять. И вино родится в горах тьх велми добро и сладко и красно. И приьхал господинъ въ славный град Флорензу месяца февраля въ 4. А патриарх въехал месяца того же 17, а царь того же дни. И папа выехал 16 января, и патриарх выехал из Феррары двадцать шестого числа того же месяца на судах вниз по реке По; а русский митрополит поехал двадцать седьмого числа того же месяца по той же реке на судах. От Феррары до города Ардженты двадцать пять миль. От Ардженты до города Обатши семь миль. А от Обатши до города Конселиче семь миль. И тут господин покинул судно и далее поехал на конях. А от города Конселиче до города Луго семь миль. А от Луго до города Фаенцы десять миль. От Фаенцы до города Борго ди Битано двадцать восемь миль. От Борго ди Битано до города Берены тринадцать миль, а около этого города протекает очень быстрая река Ирнец, через которую перекинут каменный мост; и там много масличных садов, и красивое место между горами. И от Берены до славного и прекрасного города Флоренции пятьдесят миль. А кругом горы каменные, высокие, и путь через них тесен и очень тяжел, возы там не проходят, но на лошадях вьюки возят. И виноград, из которого делают вино, родится в тех горах очень хороший -- сладкий и красивый. И приехал господин в славный город Флоренцию 4 февраля, а патриарх приехал семнадцатого числа того же месяца, и император в тот же день.
Той же славный град Флоренза велик зьло, и такова не обрьтохом въ предписаных градьх: божници в нем красны зьло и велици, и полаты в нем устроены бьлым каменем, велми высокы и хитры. И посреди града того течет рька велика и быстра велми, именем Рна; и устроен на рьцъ той мостъ каменъ, широк велми, и съ объ страны моста устроены полаты. Есть же во градь том божница великаи есть в ней за тысящу кроватей, а и на посльдней кровати перины чюдны, одьяла драгы; то ж устроено Христа ради маломощным пришелцем и странным и иных земель; тьх же болъ кормят и одевают, и обувают, и омывают, и дрьжат честно; а кто ся сможет, той ударя челом граду, пойдет хваля Бога; и посреди постель тьх устроена служба, и поют на всяк день.47 Есть ины монастырь, устроенъ бьлым камениемъ хитро и велми твердо, и врата жельзны; а божница велми чюдна, и есть в ней служеб 40; и мощей святых множество, и риз драгых множество с камением, и съ златом и съ жемчюгом. Старцев же в нем 40, житие же их неизходно из монастыря никогдаже, ни миряне к ним не ходят николиже; рукодьлие же их таково: шиют златом и шолком на плащаницах48 святые. В том же монастырь был господинъ, и нам ту же бывшим, и та вся видьхом. А погребение же умерших тьх старцевъ въ устроеных тьх монастырьхъ, и гробы их, новоумершаго старца вькладают, а ветхыа кости выимают, и кладутъ в костеръ, и на них смотрят, поминают час смертный. В том же градь дьлают камки49 и аксамиты съ златом.50 Товара же всякого множество и садов масличных, и тьх маслиц дровяное масло. И есть в градь том икона чюдотворна, образ пречистыа Божиа Матере; и есть пред иконою тою в божниць исцьльвъших людей за 6 тысяч доспьты вощаны, въ образ людей тьх, аще кто застрьленъ, или сльпъ, или хром, или без рукъ, или велик человекъ на конь приьхав, тако устроени, яко живи стоят, или старъ, или унъ, или жена, или девица, или отрочя, или какого портище на нем было, или недугъ каков в нем был, и како его простило, или какова язва, тако то и стоит доспьт. И ту же сукна скорлатные51 делают. Ту же видьхом древне кьдры и кипарисы; кьдръ как руская сосна, много походило, и кипарис корою яко липа, а хвоею яко ель, но мала хвоя кудрява, мяхка, а шишки походили на сосновую. И есть во градь том божница устроена велика, камень моръморъ бьлъ, да чернъ; и у божницы тое устроен столпъ и колоколница, тако же бьлы камень моръморъ, а хитрости ея недоумьетъ умъ наш; и ходихом в столпъ той по льствиць и сочтохом степеней 400 и 50.52 В томь же градь видьхом лютых зверей 22.53 А около града того стьна 6 миль. Тот славный город Флоренция очень большой, и того, что в нем есть, не видели мы в ранее описанных городах: храмы в нем очень красивы и велики, и здания построены из белого камня, очень высокие и искусно отделаны. И посреди города течет река большая и очень быстрая, она называется Арно; и построен на той реке мост каменный, очень широкий; и по обеим сторонам на мосту построены дома. Есть в том городе храм большой, и в нем более тысячи кроватей, и даже на последней кровати лежат хорошие перины и дорогие одеяла; все это сделано Христа ради для немощных пришельцев и странников из других земель; и там их кормят, и одевают, и обувают, и омывают, и хорошо содержат; а кто выздоравливает, тот с благодарностью бьет челом городу и идет дальше, хваля Бога; и посреди кроватей отведено место для богослужения, и службу творят каждый день. Есть в том городе и другой монастырь, он построен из белого камня с большим искусством и основательностью, имеет железные ворота. Храм в монастыре весьма замечательный, в нем имеется сорок служб, и множество мощей святых, а также дорогих риз, украшенных ценными камнями, золотом и жемчугом. Старцев в этом монастыре сорок, и они живут в нем, никогда не выходя за его пределы, и миряне к ним также никогда не ходят; работа же их такова: вышивают золотом и шелком святые плащаницы. В том монастыре побывал господин, и мы с ним были и все то видели. Места для погребения умерших тех старцев находятся в самом монастыре; когда какой-нибудь старец умирает, тело его кладут в гроб, предварительно вынув из него останки ранее умершего, которые сжигают на костре; и, смотря на это, думают о смертном часе. В том же городе изготовляют камки и аксамиты с золотом. Товаров всяких в нем множество; есть и сады масличные, и из тех маслин делают деревянное масло. И есть в том городе икона чудотворная, образ пречистой Божией Матери; и перед иконой в храме находится шесть тысяч сделанных из воска изображений исцеленных людей: кто разбит параличом, или слепой, или хромой, или без рук, или знатный человек на коне приехал, -- так изображенные, стоят они, как живые; или кто стар, или юн, или женщина, или девица, или отрок, и какая одежда на нем была или каким недугом страдал, и как исцелен был, или какая рана у него, -- так все это и изображено и стоит там. И в этом городе делают сукна скорлатные. И тут мы видели деревья, кедры и кипарисы; кедр очень похож на русскую сосну, а кипарис корою как липа, а хвоею как ель, только хвоя у него кудрявая и мягкая, а шишки похожи на сосновые. И есть в том граде храм великий, построенный из белого и черного мрамора; а около того храма воздвигнута колокольня также из белого мрамора, и искусности, с которой она построена, наш ум не способен постигнуть; и поднимались мы на ту колокольню по лестнице, насчитав четыреста пятьдесят ступеней. И в том городе видели двадцать два диких зверя. А город окружен стеной длиною в шесть миль.
Шесты на 10 соборъ въ градъ Флерензь месяца февраля 26. Седмый на 10 соборъ месяца марта въ 2. Осмый на 10 соборъ месяца того же въ 5. Девяты на 10 соборъ месяца того же въ 10. Двадесятый соборъ месяца того же въ 13. 21 соборъ месяца того же въ 14. 22 соборъ месяца того же в 17. 23 соборъ месяца того же в 21. 24 соборъ месяца того же въ 24. 25 соборъ месяца майа въ 2. Деспот, царевъ братъ, пойде от собора къ Царюграду изъ Флорензы месяца июня 25.  Шестнадцатое заседание собора было в городе Флоренции 26 февраля, семнадцатое -- 2 марта, восемнадцатое -- пятого числа того же месяца, девятнадцатое -- десятого числа того же месяца, двадцатое -- тринадцатого числа того же месяца, двадцать первое -- четырнадцатого числа того же месяца, двадцать второе -- семнадцатого числа того же месяца, двадцать третье -- двадцать первого числа того же месяца, двадцать четвертое -- двадцать четвертого числа того же месяца, двадцать пятое -- 2 мая. Деспот, брат императора, поехал с собора из Флоренции в Царьград 25 июня.
Месяца иулиа въ 5 собору бывшу велику, и тогда написаша грамоты събора их, како веровати въ Святую Троицю, и подписа папа Еугений и царь греческый Иоанъ, и вси гардиналове и митрополиты подписаша на грамотах коиждо своею рукою.54 Пятого июля было торжественное соборное заседание, и тогда написали соборные грамоты о том, как верить в Святую Троицу, и подписал папа Евгений и греческий император Иоанн, и все кардиналы и митрополиты подписались на грамотах, каждый своею рукой.
В том же градъ видьхом черви шолковыя, да и то видьхом, как шолкъ той емлють с нихъ. В том же городе мы видели, как разводят шелковичных червей и как с коконов снимают шелк.
Месяца того же въ 6 служил обьдню папа Еугений опрьсноком55 въ соборной божницъ въ имя пречистыя Богоматере, а с ним гардиналовъ 12, а бискупов 93, опричь каплонов и диаконов. Царю же греческому Иоану, сьдящу ему на уготованном мьстъ, зрящу службы их, и вси бояре его с ним; и митрополитом ту же сьдящим на уготованных мьстьх въ всемь святительском сану, тако же и архимандриты, и хартофилакове,56 и попове, и диакони, оболчени кождо въ свой санъ, и калугерове57 ту же сьдяще на уготованных мьстех, зряще еже служат; тако же и от грекъ и от руси миряне сьдяще; мьста же ть высоци чрез люди зряще. Народу же толику ту сущи, что бы их пущали, то бы много задушенных людей было; но подвойские58 папины хожаху в пансырьх сребряных, и палици в руках дръжаще, и не дадуще наступати; а иные свьщи виты дрьжаще в руках зажьжены, и тьми къ народом махаху, чтобы не наступали. И по служба нача молебен пьти съ своими, и по молебнь сьде папа посреди собора того на уготованом ему высоцъ престоль позлащень, и близ его поставиша амбон. И взыде от латинъ гардинал именем Иулианъ,59 а митрополит никейскый Висарион, и възнесоша грамоты съборныя; и нача чести Иулианъ латиньскую грамоту велегласно, и по том нача чести митрополит грамоту греческую. И по чтении грамот благословилъ папа народ. И потом начаша папины диакы пьти хвалу папъ, и потом начаша царевы диакы пьти хвалу царю. И потом начаша пьти весь соборъ латинскый и весь народ, и начаша радоватися, зане бяше прощение приали от грек. Шестого числа того же месяца папа Евгений служил обедню с опресноками в соборном храме во имя пречистой Богоматери, а с ним вместе двенадцать кардиналов, девяносто три епископа, помимо капелланов и диаконов. Греческий же император Иоанн сидел на приготовленном для него месте и смотрел их службы, и все его приближенные были с ним; и митрополиты тут же сидели на приготовленных для них местах, в полном святительском облачении, также и архимандриты, и хартофилаки, и попы, и диаконы, одетые каждый согласно своему сану; и калугеры тут же сидели на приготовленных для них местах, смотря; как служат; также сидели и миряне -- греки и русские; места же были так высоки, что можно было видеть через головы присутствующих. Народу же собралось так много, что если бы всех пустили, то было бы много задушенных людей; но папские подвойские ходили в серебряных панцирях, с палицами в руках, и не позволяли входить в церковь; а некоторые из них держали в руках зажженные витые свечи и размахивали ими перед толпой, чтобы не входили. И после службы папа начал петь молебен со своим духовенством и по окончании молебна сел посреди соборной церкви на приготовленном для него высоком позолоченном престоле, и около него поставили амвон. И взошел на амвон от латинян кардинал по имени Юлиан, и никейский митрополит Виссарион, и подняли они грамоты соборные; и начал Юлиан громко читать латинскую грамоту, а потом митрополит стал читать греческую грамоту. И после чтения грамот папа благословил народ; и затем папские диаконы начали петь хвалу папе, а потом диаконы императора -- хвалу императору. И затем начал петь весь собор латинский и весь народ, и радовались они, потому что приняли прощение от греков.
И поьха царь от збора из Флорензы месяца августа 26. И проводишаего с честию гардиналове вси и бискупы, и весь народ града того, с трубами и свирьльми; и несоша над ним небо наряжено60 12 человекъ; а коня под ним ведоша пьши два ратмана болшие града того. И поехал император с собора из Флоренции 26 августа; и проводили его с почестями все кардиналы и епископы, и все население того города, с трубами и свирелями; и двенадцать человек несли над ним "небо" украшенное, а коня под ним вели, идя пешком, два главных ратмана того города.
Месяца септевря 24 папа служил въ церкви святаго Иоанна Предтечи. И по службь гардиналове и арцыбискупы и бискупы изволоклися в ризы, множество их. И ту сьдяше рускый Исидоръ да греческых 12 въ тьх же манатияхъ, а папа сьдяше на престоль злать въ святительском сану. И взыде на высоко мьсто бискупъ, именемъ Андрей, и нача чести грамоту неблагословеную, и прокля сьборъ Базмьйскый Аламанские земли, занеже не пришли на соборъ к папь, а учинили себь соборъ, не хотя повинутися папъ; и того деля их прокля.61 24 сентября папа служил в церкви святого Иоанна Предтечи. И после службы все многочисленные кардиналы, и архиепископы, и епископы облачились в ризы. И тут сидели Исидор из Руси и двенадцать греческих митрополитов в таких же мантиях, и папа сидел на золотом престоле, как подобало его сану. И взошел на возвышение епископ по имени Андрей, и начал читать грамоту о неблагословении, и проклял Базельский собор Аламанской земли, потому что его участники не явились на собор к папе, а устроили свой собор, не желая повиноваться папе; и поэтому он их проклял.
И того же дни Сидоръ и Аврамий, владыка русский, благословилися у папы на Русь, и поиде из Флорензы на Русь месяца сентября въ 6.  И в тот же день Исидор и Авраамий, владыка русский, приняли от папы благословение на обратный путь на Русь; и выехали они из Флоренции на Русь 6 сентября.
От Флорензы до града Корпиа 13 миль. От Корпиа до града Флоренца 12 миль. От Флоренца до града Кравениа 17 миль. А от Кравена до града Болоньи 23 миль; той же град велик. От того града поиде господинъ рькою Фарою, а кони берегом. К Фарь от Болоньи 40 миль. От Фары поиде рькою Повою, да и кони провадили тою же рькою в судьхъ. От Фары до града Кьзы 80 миль,62 той град у Бьлого моря на брезь, ту родится соль крупна.63 От Флоренции до города Скарперия тринадцать миль. От Скарперия до города Фиренцуолы двенадцать миль. От Фиренцуолы до города Капренно семнадцать миль. А от Капренно до города Болоньи двадцать три мили; тот город большой. От того города поехал господин рекою Фарою, а коней гнали по берегу. От Болоньи до Фары сорок миль. От Фары поехал по реке По, и коней повезли по той же реке на судах. От Фары до города Кьоджи восемьдесят миль; тот город находится на берегу Белого моря, здесь добывают крупную соль.
От Кьзы до града Венеции 25 миль, а шли морем. А той град стоит на мори, а суха пути к нему ньтъ, а от берега 13 миль стоит в морь. Среди его проходят корабли и катарги, а по всьм улицам воды, ездят в барках.64 Но велми град той великъ, и полаты в нем чюдны, а иные позлачены. И товару в нем всякого полно, занеже корабли приходят изо всьх земель, от Иерусалима и от Царяграда, и от Азова, и ис Турьские земли, и ис Срачинъ,65 и из Ньмець.66 Есть в градь том цръковь камена святый Марко Еуангелистъ, и столпы в ней морованы, имущи мрамор всякъ цветом; а иконы в ней чюдны, гречин писал мусиею, и до верху видьти велми чюдно; а внутри резаны святые на мраморъ велми хитро; а сама велика церковь. А надъ предними дверми изнутри поставлены 4 кони медяны, позлащены, велики, видьти яко живи, и повышены два змия великы убиты. Ту и сам святый Марко лежит; а мощей святыхъ много, иманы изъ Царяграда. И монастырей много около града того по островом на морь близь, и иных церквей въ градь том. От Кьоджи до города Венеции двадцать пять миль, ехали мы по морю. Тот город расположен на море, и пути к нему по суше нет; находится он на расстоянии тринадцати миль от берега. По городу проходят корабли и галеры, и вместо улиц там каналы, по которым ездят в барках. Но тот город очень большой, и дома в нем замечательные, а некоторые из них даже украшены позолотой. И всяких товаров в нем полно, потому что корабли приходят из разных земель: из Иерусалима и из Царьграда, из Азова и из Турецкой земли, и из земли Сарацинской и из Немецкой земли. Есть в том городе церковь каменная во имя святого Марка Евангелиста; колонны в ней сделаны из камня, из разноцветного мрамора, и иконы в ней прекрасные, и мозаики, сделанные греком; и до самого верха церковь весьма красива; а внутри святые вырезаны из мрамора с большим искусством; и вся церковь большая. А над передними дверями поставлены изнутри четыре коня из меди, позолоченные, выглядят они как живые, и там повешены два больших убитых змея. В этой церкви покоится сам святой Марк, и мощей святых там много -- привезены они из Царьграда. Около города того на близлежащих островах на море имеется много монастырей, и много других церквей находится в том городе.
Въеха господинъ въ град той месяца септевря 15. Видьхом в том же градь, в монастыре святаго пророка Захарии за престолом, в раць камень отца Иоанова Предтечи и святаго Григориа и Федора во единой рацъ, и ту черньцевъ 63. В том же градь, в монастырь святые Варвары, мощи ее в тьль лежать, трупъ без главы. Господин приехал в тот город 15 сентября. Видели мы в нем, в монастыре святого пророка Захарии, за престолом, в раке каменной отца Иоанна Предтечи и святого Григория и Федора в одной раке; и чернецов там шестьдесят три. В том же городе, в монастыре святой Варвары, лежат ее нетленные мощи, тело без головы.
И поиде господинъ из Венеции в корабль месяца декамбря 22. И приста корабль к острову. И ту монастырь святаго Николы, и ту сам святый Никола лежит. И видьхом гробъ его въ церкви на четырьхъ столпех, учинено по лъствиць 6 степени, и знаменахомся у гроба святаго, самого не видьхом, замурован бь лежит; с ним дядя его, да Федоръ в едином гробъ. И въпрошахом игумена монастыря того, откуды мощи святаго Николы взяты; они же повьдаша: "От Бара града слали венетяне 100 катаргъ, да 3 корабли с житом, и взяли мощи". И стоя корабль нашь два дни, зане вьтръ противенъ. И поидохомъ на море в корабли на Рожество Христово. И поидохом от Венети до града Печери 110 миль. От Печери до града Полы 30 миль; ту бо родится соль на морь месяца иуля и августа. И ту стоя наш корабль 10 дней, зане вьтръ противенъ. Ис того града поиде господинъ на конех сам-третей, а 15 человекъ пеших с ним, а владыка кораблем, а господиновы боере с ним. А от Полы до града Осоры 8 миль. И ту стоя корабль 10 дней, зане вьтръ; и ту родится соль тако же. До града Сени 60 миль; той град стоить у Белове моря межи горъ; ту бо выидохом ис корабля месяца генваря 17.  И поехал господин из Венеции на корабле 22 декабря. И пристал корабль к острову. И на нем находится монастырь святого Николы; в нем сам святой Никола лежит. И видели мы в церкви его гроб на четырех столбах, к нему ведет лестница из шести ступеней; и осенили себя крестным знамением у гроба святого, но его самого не видели, так как он лежит замурованный; с ним в одном гробу покоится его дядя да Федор. И спросили мы игумена того монастыря, откуда мощи святого Николы взяты; они же ответили: "Из города Бара; послали венецианцы сто галер и три корабля с зерном и взяли мощи". И наш корабль стоял там два дня, потому что ветер был противный; и вышли мы в море на корабле в день Рождества Христова. И проехали от Венеции до города Поречи сто десять миль. От Поречи до города Полы тридцать миль; тут добывают соль из моря в июле и августе месяце. И здесь стоял наш корабль десять дней, потому что ветер был противный. И из того города господин с двумя сопровождающими поехал на конях, и пеших с ним было пятнадцать человек, а владыка поехал на корабле, и с ним также бояре господина. А от Полы до города Осора восемь миль. И тут корабль стоял десять дней, так как ветер был противный; и здесь также добывают соль. До города Сени шестьдесят миль; тот город стоит у Белого моря между гор; здесь, 17 января, мы сошли с корабля.
От Сени до града Брыни 15 миль, а путь льсомъ на горы; и в тьх градьх живут хавратяне, языкъ с руси, а вьра латыньская. От Сени до города Брыни пятнадцать миль, и путь идет лесом через горы; и в тех городах живут хорваты, язык их близок к русскому, а вера у них латинская.
От Мудруши до града Возоля67 20 миль; той град древянъ, а река под ним Коленъ. А от Возоля до града Ястреболска 15 миль. От Стреболска до града Окичи 5 миль. От Окичи до града Грева 20 миль; той град великъ и красенъ, а дрьжава угорьскаго царя. И в сем граде видьхомъ серпьскаго цесаря деспода съ царицею его и съ детми, запленено бысть црьство его Серпьское от турьскаго царя Амурата.68 И в том же граде видьхомъ во церкви на престоль в раць младенецъ в теле весь цьл, от Ирода избиенных во Христово рожество, то же видьхом месяца февраля в 7 день. От Мудруши до города Возоля двадцать миль; тот город построен из дерева, а около него протекает река Колен. А от Возоля до города Ястребольска пятнадцать миль. От Ястребольска до города Окичи пять миль. От Окичи до города Загреба двадцать миль; тот город большой и красивый и принадлежит венгерскому королю. В этом городе видели сербского деспота с царицею его и с детьми, так как его царство Сербское было завоевано турецким султаном Мурадом. И в том городе видели в церкви на престоле в раке нетленное тело младенца, одного из тех, которые были убиты по велению Ирода, когда родился Христос; и видели мы это 7 февраля.
От Загреба до Раковца 4 мили. А от Раковца до Крижца 3 мили. От Крижица до Копрыницы 3 мили. От Копрыници до рькы Даравы миля. Та убо рька у рубежа Словеньской земли с Угорскою землею.69 От Загреба до Раковица четыре мили. А от Раковица до Крижицы три мили. От Крижицы до Копрыницы три мили. От Копрыницы до реки Дравы миля. Та река находится на рубеже Словенской земли с Угорской землей.
От рекы Дъравы до града Закона миля. А от Закона до града Чергу 2 мили. А от града Чиргу до града Сегистя 3 мили. А на тьхъ трех милях ехати до Шегездя льсомъ все. И ту есть разбой велик велми, без переима и человекъ доспьшныхъ едва мочи проехати, иже Богъ поможет; ту и шубу разбили в Федорову суботу;70 а выежьжают на той разбой ис Чиргова от Шегезяда и от всьх сторонъ. А от Шегезяда до Иляши миля. А от Иляши до Дюд 5 миль великых; и на тых милях есть же разбой великъ. А от Дюд до Корешеди до Вепшина 4 мили. А от Вепшина до Белагорода 3 мили. А от Бьлагорода до Мартомвашеря 4 мили. А от Мартомвашеря до Будина 4 мили. И той есть град столный и угорескаго кърьльвъства, и стоит на славной рьць Дунай. А из Будина за Дунай перевезлись есмы и поехали месяца марта 14 день. От реки Дравы до города Закона миля. А от Закона до города Чирга две мили. А от города Чирга до города Сегистя три мили. И на протяжении этих трех миль ехать до Сегистя нужно лесом. И тут бывают большие разбои, без дозорных и вооруженных людей проехать трудно, если только Бог поможет; тут и "шубу разбили" (?) в Федорову субботу; а выезжают на разбой из Чирга, и из Сегистя, и со всех сторон. А от Сегистя до Иляши миля. А от Иляши до Дюд пять миль больших; и на протяжении этих миль также бывают большие разбои. А от Дюд до Корешиди до Вепшина четыре мили. А от Вепшина до Белгорода три мили. А от Белгорода до Мартомвашеря четыре мили. А от Мартомвашеря до Буды четыре мили. И тот город -- столица Венгерского королевства, находится он на славной реке Дунае. А из Буды отправились и переехали через Дунай 14 марта.
От Будина до Орьсесика 3 мили. А от Орьсешисика до Хатвана 4 мили. А от Хатвана до Начежюта 5 миль, а от Начежюта до Кувездя 4. А от Кувезде до Моги 5 миль. А от Моги до Форы 6 миль. А от Форы до Кошици 6 миль. А Кошеца есть град велик и тверд, а ставили его ньмци и дрьжат а въ Угорьском королевствь. А от Кошици до Априяша града 4 мили. А от Априяша до Любльва 300 и 36 миль. И той Люблевь останочный есть городок угорескый, стоит на лядской граници.71 И есть в нем дьло вугореские пьнязи, новци зовутся, по 3 на золотой. От Буды до Орсесика три мили. А от Орсесика до Хатвана четыре мили. А от Хатвана до Начежюта пять миль. А от Начежюта до Кувездя четыре. А от Кувездя до Моги пять миль. А от Моги до Форы шесть миль. А от Форы до Кошицы шесть миль. Кошица же -- город большой и укрепленный, построили его немцы, и владеют они им в Венгерском королевстве. А от Кошицы до города Априяша четыре мили. А от Априяша до Люблева триста тридцать шесть миль. И тот Люблев -- пограничный городок венгерский, стоит он на границе с Лядской землей. В нем чеканят венгерские деньги, которые называются новцы, три таких монеты дают за золотой.
А от Любльва в Лядскую землю до Судеча 6 миль; и той есть град велми добръ. И ту быхом въ пресветлый и въ превеликий праздник Христова Воскресения. А от Судоча до Липници 4 мили. А от Липници до Вохны 2 мили. А в той Вохнь соль копают, а град есть. А от Вохны до Кракова 5 миль. Ту убо видьхом коръля Володислава72 и брата его Казимира. Под Краковым река Висла; та убо река впала в море. А от Кракова до Бохны 25 връст. От Бохны града до места Воинича 4 мили. А от Воинича до рьки Дунайца миля. А от Дунайца до града Терънова миля. А от Терънова до Пильзны 3 мили. А от Пилизны до Торопьчици 4 мили. От Торопчици до Решева 4 мили. От Решева до Ланцюха 3 мили. От Ланцаха до Пригорьска 3. От Пригорьска до Ярославля 2 мили. От Ярославля до Радемны 2 мили. От Радемны до Перемышляа города 2 мили. А под городом Перемышляемъ река Сянъ, другая Ярев, третиа Ярют. От Перемышляа до Мостища 4 мили. От Мостища до Вишене 2 мили. От Вишене до Городка 3 мили. А от Городка до Волвова 4 мили, а врьст 134. А от Фролензы до Лвова 600 миль без трех, а врьстъ 2000 и 200. А от Люблева до Судеча в Лядской земле шесть миль; и тот город очень хорош. И мы там были в пресветлый и превеликий праздник Воскресения Христова. А от Судеча до Липницы четыре мили. А от Липницы до Бохни две мили. А в той Бохне соль копают, и там город. А от Бохни до Кракова пять миль. Тут мы видели короля Владислава и его брата Казимира. Под Краковом протекает река Висла; та река впадает в море. А от Кракова до Бохны двадцать пять верст. От города Бохны до местечка Воинича четыре мили. А от Воинича до реки Дуная миля. А от Дуная до града Тернова миля. А от Тернова до Пильзена три мили. А от Пильзена до Торопчицы четыре мили. От Торопчицы до Решева четыре мили. От Решева до Ланцута три мили. От Ланцута до Пригорьска -- три. От Пригорьска до Ярослава две мили. От Ярослава до Радемны две мили. От Радемны до города Перемышля две мили. А под городом Перемышлем протекает река Сан, и другая река -- Ярев, и третья -- Ярют. От Перемышля до Мостища четыре мили. От Мос тища до Вишни две мили. От Вишни до Городка три мили. А от Городка до Львова четыре мили, верст же сто тридцать четыре. А от Флоренции до Львова пятьсот девяносто семь миль, а верст две тысячи двести.
А от Лвова до Галича 14 миль. И приидохом в Галич месяца мая 21. А оттоле опять приидохом в Лвов по Петрове дни на завтрее.73 И поехали есмя изо Лвова июня 10. А от Лвова до Батятичина 6 миль. А от рьки до Белза града 3 мили. От Белза до Видкова, гдь вишни, 3 мили. От Виткова до Хрубешева 4 мили. А от Хрубешева до Лещан 5 миль. А от Лещан до Холъму 3 мили. А приехали есмя в Холмъ в Ильин день.74 В Пантелеймонов же день в среде месяца июля 27 бысть буря велика з дождемъ, и храмы потрясаше. На утрия же въ четверток в 28 того же месяца выехахом ис Холму и ночевахом у пана у Ондрюшка в Вугрушкьх на рець на Бузь, 4 мили. А от Угровеска до Ганое 5 миль. От Ганое до Володавы 6 миль. От Володавы до Берестиа 3 мили. Поидохом же из Берестия месяца августа в 4 и приидохом в Каменецъ. А от Берестия до Каменца 5 миль. А дръжить князь Сендушено, а река Илцена, а смотрит.75 От Каменца до Новаго двора 10 миль. А оттоле до Порозова 2 мили. А от Порозова до Волковыйска 4 мили. От Волковыйска до Немна 5 миль. От Немна до Василийска 5 миль. От Василиска до Радуни 5 миль. От Радуни до Рудниковь 7 миль. От Рудниковь до Троков 5 миль. А от Лва до Троков 100 миль великых, връст 500. Приехали есма въ Трокы августа 11 в четверток. А ис Троков поехали есми в суботу 13. От Троковь до Видны 4 мили. И поехаль есми от Вилны въ Торнок августа 16. А от Вилны до Медниковъ 4 мили. От Медниковь до Шмены 3 мили. От Шьмены до Крева 5 миль. От Крева до Маркова 3 мили. А от Малодешня до Каменца Краснаго, села Дока, 3 мили. От Каменца до Анны 5 миль. От Танны до Логожска 2 мили. От Логошьска до Борисова до реки до Березыни 8 миль. От Борисова до Дрютска 18 миль. От Дрютска до Орши 8 миль. От Орши до Дубровны 4 мили. От Дубровны до Климентиа святого 8 миль. От Катаны до Смоленска 4 мили. От Смоленска до Дорогобужа 18 миль. От Дорогобужа до Мстисловца 16 миль. От Мстисловца до Кореи 4 мили. От Кореи до Вязмы 8 миль. От Вязмы до Можайска 26 миль. А приехали есмя в Можайск сентября 14 в среде, а на Сторожи 18 в неделю сентября же. А приехали есми на Москву 19 день того же месяца. А поехали есмя с Москвы в Суждаль месяца того же 24 в суботу. А в Суждаль месяца того же 29 в четвертокъ. А от Львова до Галича четырнадцать миль. И приехали мы в Галич 21 мая. И оттуда снова вернулись во Львов на другой день после Петрова дня. И выехали из Львова 10 июля. А от Львова до Батячина шесть миль. А от реки до города Белза три мили. От Белза до Видкова, где растут вишни, три мили. От Видкова до Грубешева четыре мили. А от Грубешева до Лещан пять миль. А от Лещан до Холма три мили. А приехали в Холм в Ильин день. В Пантелеймонов же день, в среду, 27 июля, была сильная буря с дождем, такая, что храмы сотрясались. Утром же в четверг, двадцать восьмого числа того же месяца, выехали из Холма и ночевали у пана Ондрюшки в Угровске, расположенном на реке Буге в четырех милях от Холма. А от Угровска до Ганоя пять миль. От Ганоя до Володавы шесть миль. От Володавы до Берестия три мили. Поехали же из Берестия 4 августа и приехали в Каменец. А от Берестия до Каменца пять миль. А владеет князь Сендушено, а река Илцена, а смотрит (?). От Каменца до Нового Двора десять миль. А оттуда до Порозова две мили. А от Порозова до Волковыйска четыре мили. От Волковыйска до Немана пять миль. От Немана до Василийска пять миль. От Василийска до Радуни пять миль. От Радуни до Рудников семь миль. От Рудников до Троков пять миль. А от Львова до Троков сто миль больших, а верст пятьсот. И мы приехали в Троки 11 августа, в четверг. А из Троков поехали в субботу тринадцатого. От Троков до Вильны четыре мили. И поехали из Вильны в Торнок 16 августа. А от Вильны до Медников четыре мили. От Медников до Шмены три мили. От Шмены до Крева пять миль. От Крева до Маркова три мили. А от Малодешня до Каменца Красного, до села Дока, три мили. От Каменца до Танны пять миль. От Танны до Логожска две мили. От Логожска до Борисова до реки Березины восемь миль. От Борисова до Друцка восемнадцать миль. От Друцка до Орши восемь миль. От Орши до Дубровны четыре мили. От Дубровны до святого Климентия восемь миль. От Катаны до Смоленска четыре мили. От Смоленска до Дорогобужа восемнадцать миль. От Дорогобужа до Мстиславца шестнадцать миль. От Мстиславца до Кореи четыре мили. От Кореи до Вязьмы восемь миль. От Вязьмы до Можайска двадцать шесть миль. А приехали в Можайск 14 сентября, в среду, а в Сторожи -- в воскресенье, 18 сентября. А приехали в Москву девятнадцатого числа того же месяца. А поехали из Москвы в Суздаль двадцать четвертого числа того же месяца, в субботу. А приехали в Суздаль двадцать девятого числа того же месяца, в четверг.

        Примечания

1. Исидор, митрополит киевский и всея Руси (1437-1441).
2. 8 сентября.
3. 14 сентября.
4. Авраамий, епископ Суздальский  (упоминается в 1437-1440 гг.).
5. Борис Александрович, великий князь тверской (1425-1461).
6. Илья, епископ тверской (упомин. в 1437, 1438, 1451 гг.).
7. Евфимий II, архиепископ Великого Новгорода (1429-1458).
8. Речь идет о соборе святой Софии, патронажном храме Великого Новгорода.
9. 6 декабря.
10. Речь идет о соборе святой Троицы, патрональном храме Пскова.
11. "Немци", "Немецкая земля" -- в данном случае Ливония.
12. 24 января.
13. Имеется в виду замок Фербек, принадлежавший дерптскому епископу.
14. Юрьев -- русское название города Дерпта, современный Тарту (Эстонская ССР).
15. "Господином" здесь и далее называется митрополит Исидор.
16. Ратман -- член городского совета (рата); раты имелись в немецких городах.
17. Геннинг Шарпенберг, архиепископ Рижский (1424?1448).
18. Фома -- посол великого князя тверского Бориса Александровича на Флорентийском соборе.
19. Преполовление   праздника -- срединный день праздника; в данном случае название праздника -- середина между Пасхой и Троицей, который в 1438 г. приходился на 7 мая.
20. Богородица Одигитрия -- путеводительница.
21. 22 мая.
22. "Божницами" здесь и далее называются католические храмы.
23. Речь идет о представлении на сюжет евангельского рассказа о поклонении волхвов младенцу Христу;  одни исследователи считают, что участники русского церковного посольства видели в Любеке мистерию, другие -- представление с куклами, приводимыми в движение механизмом.
24. Здесь описаны водозаборное устройство, подававшее воду в водопровод, мукомольня и сукновальня, в которых также использовалась сила воды.
25. 6 июня, "пяток" -- пятница.
26. При проезде через Германию употребляется немецкая миля, равная 7,5 км, при проезде через Италию -- итальянская миля, равная 1,25 км.
27. Установить, какая река так названа в "Хождении...", не удалось.
28. Автор "Хождения..." сравнивает черепицы с покрытием лемехом -- пластинами из осинового дерева, которые он видел у себя на родине.
29. Аламаньская земля -- южная Германия.
30. 29 июня.
31. Понт или Понтенск -- город Форхгейм в Баварии, являвшийся, согласно местному преданию,  родиной  Понтия Пилата,  римского прокуратора Иудеи, который, по Евангелию, предал Христа иудеям на распятие.
32. Авспрокъ -- город Аугсбург, выросший из основанной римлянами в 15 г. до н. э. в честь императора Августа колонии Augusta vindelicorum. Автор "Хождения... " ошибочно приписывает основание Аугсбурга византийскому императору Юстиниану (VI в.).
33. Имеется в виду герцог тирольский Фридрих IV Габсбург.
34. Италия.
35. В данном случае Средиземное море.
36. 18 августаж; день Успения богородицы, 15 августа.
37. Евгений IV (1431?1447).
38. Иоанн VIII, император Византии  (1425?1448).
39. Иосиф II, патриарх Константинопольский (1416?1439).
40. Здесь перечислены митрополиты православных церквей (византийской, русской, болгарской, молдавской, грузинской), участвовавшие в работе Ферраро-Флорентийского собора.
41. "Деспот" -- титул Дмитрия, брата византийского императора Иоанна VIII.
42. Проскура -- просвира, в данном случае отдельный хлебец.
43. Рогатый клобук -- двурогая митра, головной убор католических епископов. В определенный период папская тиара также имела вид двурогой митры.
44. Обатша -- вероятно, от итальянского Abbazia ? аббатство; речь идет, очевидно, о населенном пункте около какого-то аббатства.
45. Берена -- может быть, г. Понтессиеве.
46. Ирнець -- возможно, р. Арно.
47. Здесь описан госпиталь Санта Мария Нуова.
48. Плащаница -- предмет культа в виде четырехугольного куска ткани с изображением тела Христа в гробу.
49. Сорт шелковых цветных тканей.
50.  Затканные золотом шелковые ткани.
51. Сукна особенно высокого качества.
52. Имеется в виду собор Сайта Мария дель Фьоре с колокольней.
53. Речь идет о зверинце.
54. Здесь говорится об акте подписания церковной унии.
55. Опреснок -- облатка, круглый листок из пресного теста, символизирующий тело     Христа в римско-католическом богослужении.
56. Хартофилаки -- хранители документов, архивариусы.
57. Калугеры -- монахи.
58. Подвойские -- должностные лица, в данном случае, вероятно, телохранители.
59. Кардинал Джулиано Чезарини.
60. "Небо" означает здесь ткань, символизирующую небесный свод.
61. Сообщается о проклятии папою участников заседавшего в Базеле собора католической церкви, стремившегося к ограничению власти папы; проклятие было произнесено родосским епископом Андреем.
62. В этом отрывке "Фара" означает то реку, то город; если правильно второе, то под "Фарой" можно подразумевать Феррару, расстояние от которой до города Кьоджи  ("Кьзы?)   близко к указанному в тексте "Хождения...".
63. "Белое море" здесь и далее означает Адриатическое море; в ряде пунктов на его побережье велась добыча соли путем выпаривания морской воды.
64. Барка -- род судна; в данном случае,   может быть гондола.
65. Ис Срачинъ -- из арабских земель.
66. Из немецкой земли, в данном случае из Германии.
67. Начиная с этого места в тексте "Хождения..." перечисляется большое количество населенных пунктов, в которых побывали русские путешественники, проезжая через Хорватию, Венгрию, Польшу, Литву; в подавляющем большинстве эти населенные пункты представляли собою мелкие поселения. В тех случаях, когда нам не удалось произвести идентификацию их названий с существующими в настоящее время или же встречающимися в  других древнерусских источниках, мы оставляли в переводе "Хождения..." те формы названий населенных пунктов, которые читаются в его древнерусском оригинале.
68. В Загребе русские путешественники видели сербского деспота Юрия Бранковича (1427-1457), чьи владения были захвачены войсками турецкого султана Мурада II  (1421-1451). "Деспот" -- титул правителя Сербии.
69. Венгрия.
70. Смысл этой фразы неясен.
71. На границе с Польшей.
72. Владислав   III,  король  Польши   (1434-1444) и Венгрии (с 1440).
73. 30 июня.
74. 19 июля.
75. Текст непонятен, по-видимому, в нем имеются пропуски.