Н.В.Степановъ

КАЛЕНДАРНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

СПРАВОЧНИКЪ



Пособiе при решьнiи льтописныхъ задачъ на время.


ПОСМЕРТНОЕ ИЗДАНIЕ
Общества Исторiи и Древностей Россiйскихъ при Московскомъ Университеть

съ посльсловиемъ
священика Д.А.Лебедева


МОСКВА
Синодальная Типографiя
1917.


ОГЛАВЛЕНИЕ.



Стран.
Предисловие С. А. Белокурова
III-V
Предисловие Н. В. Степанова
VII-VIII
Глава 1.
Русский церковный и гражданский год
1-15
Глава 2.
Хронологнческия таблицы. О разных системах счета годов
15-29
Глава 3.
Счет дней в году по разным календарям
30-36
Глава 4.
Фазы луны
36-46
Таблицы
1.
Вруцелета
47
2.
Табель-Календарь
48-49
3.
Круги луны
50
3 bis.
Золотые числа
51
4.
(Древнейшие основания. Пасхальные полнолуния)
52
5.
Круги солнца
--
6.
Индикты
53
7.
(Определение дня христианской пасхи по кругу луны и вруцелету)
54
8.
(Тоже по номеру круга солнца и круга луны)
55
9.
Пасхалия зрячая по ключевым словам
56-57
10.
Пасхальный год
58-63
11.
Обращение Великаго Индиктиона
64-69
12.
Обозрительная таблица годов Великого Индиктиона
70
13.
Грегорианская пасха
71
14-17.
Грегорианская пасхалия. 
-- 14. Таблица золотых чисел. 
-- 15. Таблица эпакт,
-- 16. Таблица воскресных букв.
-- 17. Таблица пасхальная
72-73
18.
Еврейская пасха
74-75
19-23.
Для вычисления дня еврейской пасхи
76-79
24.
Сравнение некоторых систем времясчисления по солнечному переменному календарю
80-83
25-27.
Сравнение стилей, употребляющихся в России
85-87
28.
532-летние циклы
88-91
29.
Новогодия египетского и армянского года
92-95
30.
Новогодия магометанского времясчисления
96-99
31.
Новогодия еврейских годов
100-103
32.
Сравнение счета времени по разным календарям в январе -- декабре
104-127
33.
Александрийский календарь
128-129
34 и 35.
Перевод чисел месяцев подвижных годов на Юлианский календарь
130-133
36.
Лунное течение
134-139
37.
Указатель таблиц ново- и- полнолуний
292-295
38-39.
Новолуиия и полнолуния
140-291
40.
Перевод поправок a + aи b + b на доли дня
296-291
41.
Перевод долей дня на часы и минуты
298

Послесловие редактора священника Д. А. Лебедева.

299-308
Опечатки
VI


- 1 -

Глава I.
Русский церковный и гражданский год.

        Система времясчисления, ныне принятая в России, перешла к нам из далекого прошлого.   Система  эта слагается из троякого счета времени:  А) из счета времени юлианскими годами,   В) из счета времени днями недели и   С) из неявного счета лунно-пасхальными годами.
        А) Счет времени юлианскими годами.
        Это есть счет годами, периодически меняющимися по своей длительности.
Четырехлетний период состоит из трех простых годов в 365 дней и одного високосного в 365 дней. Календарь -- юлианский.
        В гражданской жизни счета годами ведется ныне по так называемой
христианской эре (или эре Дионисия; см. текст к таблице 2-4), с эпохой -- Рождество Христово. Год, включающий в себе дату Р. X. (фиктивную), называется 1-м годом до Р. Х., а следующий -- 1-м годом по Р. X. [Лебедев] Такой счет с арифметической точки зрения не правилен: год, включающий в себе дату Р. X., естественнее было бы называть нулевым годом (annus nullus) христианской эры.
        Начало года -- 1-ое января. Этот счет в России введен Петром Велнким в 1700 году этой эры.
        Церковь считает года по так называемой обычно византийской или, вернее, константинополъской эре. Эпоха эры -- Сотворение Мира. Церковь признает два стиля этой эры:
        1) стиль сентябрьский и
        2) стиль мартовский.
        1) Сентябрьский стиль представляет из себя счет времени по византийской эре в неизмененном виде. Календарь -- юлианский: начало года -- 1-го сентября. 25-ое декабря первого года до Р. X. эры Дионисия, т. е. день (фиктивный) Р. X., совпадает с 25 декабрем 5509 года от С. М. по византийской эре. 5509-й год этого стиля тянется от 1-го сентября
1-го года до Р. X. по 31 августа 1-го года по Р. X. (по эре Дионисия).


- 2 -
        Думают, что эта система времясчисления принята в России в 1492 г., хотя по местам ею пользовались и ранее, с начала XIV века.
        2) Стиль мартовский представляет из себя видоизменение византийской эры. Начало года  -- 1-ое марта.   25 декабря 1-го года до Р. X. совпадает с 25 декабря 5508 года мартовского стиля от С. М. 5509-й год этого стиля тянется от 1-го марта 1-го года по Р. X. по 28 февраля 2-го года по Р. X.
        Счет этот был, повидимому, принят или разработан в первые годы принятия христианства на Руси.
        3)  Естъ основание думать, что кроме этих двух стилей в древней Руси  был   еще  один  способ  счисления  византийских  годов;  этот стилъ  я  позволяю  себе называть улътра-мартовским.   Начало ультра-мартовского года -- 1-ое марта.  25 декабря 1-го года до Р. X. эры Дионисия совпадает  с  25 декабря  5509-го  ультра-мартовскаго  года  от С. М. 5509-й год этого стиля тянется от 1-го марта 1-го года до Р. X. по 28 февраля 1-го года по Р. X.  Откуда видно, что ультра-мартовский стиль имеет нумерацию годов, превышающую нумерацию годов мартовского стиля на 1.
        Перевод дат по этим стилям на эру Дионисия и обратно дается таблицами 25 и 26 или 27.
        В) Счет времени семидневными неделями.
        Этот счет времени днями недели ведется от самой глубокой древности. Ни простой год, ни високосный соизмеримы с неделями. В простом году (365 дней =) 52 нед. + 1 день, в високосном году (366 дней =) 52 нед. + 2 дня. По этой причине одно и то-же число какого-либо месяца в двух смежных годах приходится не на один и тот же день недели. Если между одной и той же датой двух соседних лет нет 29 февраля, то название дня недели из года в год переступает вперед на 1 день, а если естъ 29-ое февраля, то переступает на 2 дня.
        Вместе с византийской хронологией и пасхалией к нам перешел способ определения названия дня недели любой даты любого года с помощью особого 28 летнего цикла, называемого кругом солнца.
        Строй этого счета с помощью кругов солнца, известный в древней России, был таков.
        Пустъ славянские числительные соответствуют названиям дней недели:
А ( = 1) -- воскресенье, В ( = 2) -- понедельник, Г ( = 3) -- вторник, Д ( = 4) -- среда, Е ( = 5) -- четверг, Z (зело = 6) -- пятница и З ( = 7) -- суббота.
        Пусть в некотором году, первом по високосе, первом в некотором цикле, называемом кругом солнца, 24-ое марта падало на воскресенье ( = А = 1). Назовем А ( = 1) солнечной эпактой (эпактой солнца) 1-го круга солнца. [Лебедев] Очевидно, что в следующем году, втором по високосе, 2-м в круге солнца, 24-ое марта придется в понедельник ( = В = 2). Назовем В ( = 2) эпактой солнца 2-го круга солнца. Вообще,


- 3 -
будем пазывать эпактой солнца (солнечной эпактой) число, показывающее, на какой день недели в данном круге солнца падет 24-ое марта 1) этого года (считая воскресенье за 1-й (А) день недели). Солнечная эпакта 3-го круга солнца будет Г ( = 3 = вторник); так как между 24 марта 4-го круга солнца и 3-го круга солнца имеется 29 февраля, то эпакта солнца 4-го круга солнца будет Е ( = 5 = четверг,  а не среда,). И т. д.
        Рассуждая подобным же образом, найдем, что через каждые 28 лет эпакты солнца начинают повторяться в прежнем порядке. Следовательно, счет кругам солнца есть счет периодический. Связь между номером круга солнца и солнечной эпактой видна из таблицы А.

Таблица А. Солнечные эпакты.

Круги
солнца
День недели на
который падает
24-е мар. этого года
(эпакты солнца)
Круги
солнца
Эпакты солнца
Круги
солнца
Эпакты солнца
Круги
солнца
Эпакты солнца
Круги
солнца
Эпакты солнца
Буквенное Цифровое Буквенное Цифровое Буквенное Цифровое Буквенное Цифровое Буквенное Цифровое
обозначение
обозначение
обозначение
обозначение
обозначение
1 А 1 8 Г 3 15 Д 4 22 Z 6 (29) 1 А 1
2 В 2 9 Д 4 16 Z 6 23 З 7 (30) 2 В 2
3 Г 3 10 Е 5 17 З 7 24 В 2 (32) 3 Г 3
4 Е 5 11 Z 6 18 А 1 25 Г 3 (33) 4 Е 5
5 Z 6 12 А 1 19 В 2 26 Д 4
 . . .
. . .
. . .
6 З 7 13 В 2 20 Д 4 27 Е 5
7 А 1 14 Г 3 21 Е 5 28 З 7

        Византийская эра построена так, что с 1-м годом этой эры начинается 1 год 1-го круга солица. Поэтому круг солнца данного года по византийской эре (сентябрьского или мартовского стилей) есть остаток от деления номера года на 28. При чем остаток 0 считается равным делителю. Так круг солнца 5739-го года есть 27, ибо 5739 = 28. 204 + 27.
        В таблице 5 можно отыскать круг солнца2) данного года без вычислений.



        1)  В объяснительной записке к таблицам я, к сожалению. не считаю себя вправе осложнять свои объяснения изложением того, почему для солнечных эпакт избран подсчет названия дня недели 24-го марта, а не иного какого-либо числа.
        2) Эпакту солнца по кругу солнца можно подсчитать (без таблицы) по правилу: эпакта солнца данного круга солнца есть остаток от деления на 7 суммы 1) круга солнца и 2) числа високосных годов, протекших от 1 круга до данного включительно. Так, эпакту 27-го круга солнца можно найти так: 1) в 27 годах 6 внсокосных годов; 2) 27 + 6 = 33; 3) при делении 33 на 7 в остатке получается 5; 5 = Е есть солнечная эпакта 27 круга солнца.

- 4 -

        Зная круг солнца года, можно по таблице А отыскать эпакту солнца данного года. Так эпакта солнца 5739 есть Е = 5 (т. е. 24 марта 5739 года ссть четверг).
        Солнечые эпакты ныне утратили свое первоначальное значение: исчез даже самый термин. Солнечные эпакты были преобразованы во вруцелета года.
        Преобразование это совершилось ие ранее XIV века. Возможно, что преобразование солнечных эпакт во вруцелета совершилось под влиянием нижеследующих наблюдений.
        Известно, что через каждые 532 года насха христианская начинает повторяться в прежнем порядке.
        В России были известны пасхалистические таблицы с распределением пасхи на все 532 года.
        Изучая состав этих таблиц, любители пасхалистических вычислений не могли не заметить,
        1) что пасха падает на одну из дат между 22 марта и 25 апреля;
        2) что пасха 22, 29 марта, 5 апреля, 12 апреля и 19 апреля, т. е. дней с 7 дневным интервалом ( = 22 + 7 n), бывает только при 3, 8, 14 н 25 кругах солнца, когда солнечная эпакта есть Г ( = 3), т. е. когда 24 марта падет на вторник;
        3) что пасха 23, 30 марта, 6, 13 и 20 апреля т. е. дней с 7 дневным интервалом (23 + 7 n) бывает только при кругах солнца 2, 13, 19, 24, когда эпакта солнца равна В ( = 2), т. е. когда 24-ое марта бывает в понедельник.
        4) и т. д. Результаты наблюдений даны в таблице B.

Таблица В. Связь пасхи с кругами солнца.

Православная пасха
Бывает при кругах солнца
(см. таб. 8-ю)
Когда эпакты солнца т.е. день недели, на который падает 24 марта) суть:
22 мар. 29 мар. 5 апр. 12 апр. 19 апр. 3. 8. 14. 25. Г
23 мар. 30 мар. 6 апр. 13 апр. 20 апр. 2. 13. 19. 24. В
24 мар. 31 мар. 7 апр. 14 апр. 21 апр. 1. 7. 12. 18. А
25 мар. 1 апр. 8 апр. 15 апр. 22 апр. 6. 17. 23. 28. З
26 мар. 2 апр. 9 апр. 16 апр. 23 апр. 5. 11. 16. 22. Z
27 мар. 3 апр. 10 апр. 17 апр. 24 апр. 4. 10. 21. 27. Е
28 мар. 4 апр. 11 апр. 18 апр. 25 апр. 9. 15. 20. 26. Д

        Небольшие размышления показывают, что если в календаре
        1) при 22 марта и при всех числах года, выражаемых в числах марта формулой 22 + 7n марта (напр. 1, 8, 15, 22, 29 марта 5, 12, 19, 26 апреля, 3, 10, 17, 25 мая и т. д.), поставить букву Г,
        2) при 23 марта и при всех числах года, выраженных в числах


- 5 -

марта формулой 23 + 7 n марта (напр. 2, 9, 16, 23, 30 марта 6, 13, 20, 27 апреля 4, 11 мая и т. д.), поставить букву В,
        3) и т. д., следуя таблице B,
        то
буквенное начертание эпакты солнца укажет на воскресные дни года. Так, если солнечна эпакта года есть Г, т. е. если 24 марта есть вторннк, то воскресные дни падают на 22 + 7 n марта. напр. на 1, 9.... 29 марта, 25 мая, 1 июня и т. п., т. е. на те числа года, при которых стоит буква Г.
        В нашем церковном месяцеслове так и сделано: начиная с 1 числа марта, при каждом числе последовательно поставлены буквы Г, В, А, З, Z, Е, Д, Г, В, А, З и т. д.
        Определяемая кругом солнца эпакта солнца носит название вруцелета года. Вруцелето указывает на воскресные дни года. Первоначальное1) значение солнечных эпакт ныне совершенно утратнлось.
        Таблица 1-я дает вруцелета года по номеру года. Чтобы получить вруцелето года (не определяя круга солнца!), надо (мысленно) разложить номер года на 2 слагаемых: 1) тысячи и сотни года и 2) десятки и единицы года. На пересечении вертикальной графы ("тысячи и сотни года") с горизонтальной строкой, (с надписью: десятки и единицы года), в которых находятся слагаемые данного года, помещается вруцелето года. Так например, из табл. 1 находим, что вруцелето 1252 года есть А, ибо на пересечении графы с числом "1200" и графы с числом "52" находится буква А.; вруцелето 6482 г. есть Г, (по числам 6400 и 82) и т. п.
        Таблица 2. Табель календарь. Зная стиль, по которому дан данньй год, найдя по таблпце 1-ой вруцелето года, с помощью таблицы 2-ой можно определить название дня недели любой даты данного года (без вычислений!). Способ нахождения выяснится из примеров.
        Пример 1-й. На какой день недели падало 21-ое февраля 1530 года?
        1) Вруцелето 1536 есть Z (из табл. 1 по числам 1500 и 36).
        2) 1536-й год есть январский високосный год.
        3) В отделе таблицы 2-ой с надписъю "месяцы январского года" ищем "февраль високосного года".
        4) поднимаемся по столбцу с найденной надписью "февраль високосного года" вверх до горизонтальной строки с числом "21".
        5) идем по этой горнзонтальной строке вправо в отделе с названиями дней недели.
        6) останавливаемся на том названии, которое находится в одной вертикальной графе с найденным вруцелетом Z: понеделъник.
        Итак 21 февраля 1536 года было в понедельник.



        1)  Я умалчиваю, что и это приведенное выше значение эпакт выработалось из более древнего нх значения и назначения.


- 6 -

        Пример 2-ой. В какой день недели пришлось 19-ое февраля 1861 года?
        Вруцелето 1861 года Z (по табл. 1).
        Берем в отделе месяцев январского года табл. 2-ой столбец с надписью февраль простого года. Число 19, находящееся в одном вертикальном столбце с этим февралем, указывает на воскресенъе (в графе с вруцелетом 2).
        Пример 3-й. На какой день недели нриходилось 3 мая 6571 мартовского года?
        В таблице 1, по числам 6500 и 71 находим вруцелето 6571 года -- В.
        В отделе табл. 2 с надписью месяцы мартовского года ищем месяц май, в столбце с названием этого месяца ищем число 3; на одной горизонтальпой строке с этим числом над вруцелетом В стоит искомое пазвание суббота.
        Пример 4-й. На какой день недели падало 23 октября 7163 сентябрьского года?
        Вруцелето 7163 года -- З.
        7163-й год -- простой.
        В отделе табл. 2 с надписью месяцы сснтябрьского года ищем октябрь простого года; ищем в этом столбце число 23; в одной горизонтальной строке с этим чнслом, в отделе названй дней недели, находим над вруцелетом З -- понеделъник.
        Это и есть название 23 октября 7163 сентябрьского года.
        Примечание. Ультра-мартовский год надо перевести на мартовский (или январский), чтобы по последнему определить название дня недели даты ультра-мартовского года.
        C. Лунно пасхалъный год и его факторы. Православная пасха определяется церковью по лунному календарю. Пасха празднуется 1) в первое воскресенье 2) после первого весеннего полнолуния,[Лебедев] 3) случающегося 21-го марта, 4) или ближайшим образом после 21 марта.
        Примечание. 21-ое марта, ошибочно для старого стиля, принимается за день весеннего равноденствия. Задача определения дня христианской пасхи сводится таким образом 1) к определению весеннего полнолуния и 2) к определению ближайшего следующего за ним воскресенья.

I) Определение церковного весеннего полнолуния.

        Весеннее полнолуние определяется особым девятнадцатилетним (александрийским, слегка однако измененным византийцами) лунным циклом. 19-летний цикл изобретен Метоном в V веке до. Р. X. В пасхалии он называется кругом луны.
        В основе расчетов по лунному циклу положены церковью следующие допущения.
        1) 235 лунаций равны 19-ти юлианским годам; это значитъ, что


- 7 -

через каждые 19 юлианских лет ново- и полно-луния падают на одни и те же числа.
        2) Для расчетов пасхалистнческих принимается, что год всегда имеет 365 дней; результаты подсчетов прилагаются однако к реальным годам в 365 и 366 дней. Возникающие при этом неточности считаются исчезающе малыми.
        3) 235 лунации делятся на 19 групп в 12 и 13 лунаций. Каждая группа называется лунным годом. Год в 12 лунаций иазывастся простым, год в 13 лунаций -- эмболимическим.
        4) Месяцы лунного года, начиная с 1-ой лунации, имеют поочередно 30 и 29 дней. Все тринадцатые лунации имеют по 30 дней. Лишь тринадцатая лунация в 16 круге луны считается 29-дневной. Без такого допущения 236-я лунация не началась бы в одно и то же число с 1-ой лунацией, (иначе -- 19-летний лунный цикл был бы непригоден).
        Благодаря этому, простой лунный год содержит 354 дня, т. е. он короче простого юлианского года на 11 дней, а эмболимический год длиннее юлианского на 19 дней, ибо имеет 384 дня, (за нсключением 16-го года византийского лунного цикла, который, будучи эмболимическим, имеет 383 дня).
        5) Первый год 1-го лунного цикла по византийской пасхалии начинается с 1 годом византийской эры. Поэтому номер круга луны, падающий на данный год византийской эры, есть остаток от деления номера года на 19.
        Так круг луны 6425 года есть 3, ибо 6425=19*338+3.
        Таблица 3 дает круг луны по номеру года без вычислений.
        Чтобы найти круг луны данного года надо разбить номер данного года на 2 слагаемых: 1) тысячи и сотни года и 2) десятки и единицы года. Круг луны находится на пересечении двух столбцов 1) с тысячами и сотнями года и 2) с десятками и единицами года.
        Так, на пересечении столбцов с надписыо 6400 и 25 находится число 3; это значнт, что круг луны 6425 года есть 3.
        Примечание. Византийские круги луны переработаны из алексаандрийского круга луны понижением номера круга на 3 единицы. Так, 1 византийский круг луны = 4-му александрийскому кругу луны. Номер александрийского круга луны, соответствующий данному византийскому кругу луны называется золотым числом года. Золотые числа года можно отыскать в таблище 3-bis. [Лебедев]
    Чтобы по кругам луны находить полнолуния пасхальной луны византийцам служили, так называемые, фемелионы или фемелиосы. Эти фемелионы даны в таблице 4 в рубрике, названной "древнейшие основания". Фемелион при данном круге луны есть возраст луны 1-го января или 1-го марта данного года1). Так, из таблицы 4-ой видно, что фемелион,



1) Так как в январе 31 день, а в феврале 28 дней, то в обоих месяцах столько дней (59), сколысо в двух лунациях вмеcте (30+29). Поэтому возраст церковной луны 1-го января равен возрасту луны 1-го марта.

- 8 -

древнейшее основание, в 1 круге луны есть 12. Это значит, что при 1-м круге луны 1-го марта данного года луна бывает 12-ти дневной. Прн втором круге луны древнейшее основание (фемелион) есть 23; это значитъ, что 1-го марта 2-го круга луны луна имеет возраст 23-х дней, т. е. что новолуние было 22 дня тому назад, а 1-го марта новая лунация протекает свой 23-й день. Вглядываясь в строй древнейших оснований, находим, что фемелионы из года в год увеличиваются па 11 единиц или на 11-30, т. е. на -19. Что и естественно, так как лунный простой год короче юлианского (в 365 дней) на 11 дней. Лишь при переходе с 16 круга на 17 возраст луны увеличивается на 12 (-30) единиц, благодаря краткости 13-ой лунации 16-го круга луны.
        По этим древнейшим основаниям высчитаны пасхальные полнолуния (см. табл. 4).[Лебедев] Способ подсчета можно усмотреть из следующих трех примеров.
        Из таблицы 4-й видно, что древнейшее основание 1-го круга луны, т. е. возраст луны 1-го марта, есть 12. Следовательно, в день весеннего равноденствия (фиктивный, т. е. 21 марта), который наступит через 20 дней, возраст луны будет 32 (12 + 20) дня или, короче, 2 дня.
        Церковное полнолуние есть 14-й день лунации. 14-й день лунации наступит, следовательно, через 12 дней (14 - 2), т. е. 33-го (21 + 12) марта, или, что тоже, 2 апреля, как и показано в таблице 4-ой.
        Древнейшее основание 2-го круга луны есть 23. Возраст луны 21-го марта есть 43 дня (23 + 20), или 13 дней; полнолуние наступит на следующий день (14 - 13), т. е. 22 марта, что и дано в таблице.
        Древнейшее основание 3-го круга луны есть 4. Возраст луны 21 марта есть 24 (20 + 4) дня. До нового новолуния осталось 6 дней (30 - 24); а от него до полнолуния пройдет еще 14 дней. Следовательно, пасхальное полнолуние случится через 20 (6 +14) дпей после 21-го марта, т. е. будет 41-го марта (21 + 20), т. е. 10 апреля, как и дано в таблице 4. И т. п.
        В следующее (после этого полнолуния) воскресенье наступает христианская пасха. Пасхальное полнолуние носило много различных названий: пасхальная граница, фаска жидов, фаска жидом, законная пасха и т. п.
        В таблицах обращения Великого Индиктиона ныне древнейших оснований явно не помещают. В этой таблице имеются числа с названием "осиование" и "эпакта" (см. табл. 4-я).
        "Основание" есть возраст луны 1 марта, исправленный в XIV веке. Было замечено, что в XIV веке "древнейшие основания" не показывали уже действительного возраста луны 1-го марта (вследствие ошнбок юлианского


- 9 -

календаря и ошибок лунного цикла). Ннкифор Григора исправил эти основания, увеличив древнейшие на 2 единицы.
        Чтобы вычислнть пасхальное полнолуние по основаниям, помещаемым в таблицах обращения Великого Индиктиона, нужно предварителыио их уменьшить на 2 единицы.
        Примечание. Если бы мы желали исправить основания для нашего времени, то пришлось бы их увеличить еще на 2 единицы (что и делается в современной Греческой церкви).
        Ряд чисел в обращении Великого Индиктиона с надписью "Эпакты" есть не что иное, как замаскированные даты пасхальных полнолуний, выраженные в числах александрийского календаря, с отсечением названий месяцев.
        В самом деле, если перевести приведенные в табл. 4 пасхальные полнолуния на александрийский календарь (см. табл. 32), то получится следующее соотношение между пасх. полн. н эпактами:

В 1 кр. луны пасх. полн. 2 апр. = 7 фармути; эпакта 7
во 2 кр. луны пасх. полн. 22 мар. = 26 фаменот; эпакта 26
в 3 кр. луны пасх. полн. 10 апр. = 15 фармути; эпакта 15
в 4 кр. луны пасх. полн. 30 мар. = 4 фармути; эпакта 4
в 5 кр. луны пасх. полн. 18 апр. = 23  фармути; эпакта 23
 и т. д. во всех 19 кругах луны.
        Таким образом этот ряд (т. е. церковные эпакты) показывает, что наша пасхалия в основе своей александрийского происхождения, но она подвергалась изменениям у византийцев в разные эпохи вплоть до XIV века включителъно (основания, вруцелета!).
        Таблица 6. Индикты. В таблице обращения Великого Индиктиона кроме перечисленных данных помещаются также ключевые буквы (см. далее табл. 9) н индикты.
        Индиктный счет никакого отаошения к пасхальноау счету не имеет. Это -- остаток древне-византийского счета времени пятнадцатилетними периодами. Номер года византийской эры в 15-тилетнем цикле называется индиктом года.
        До настоящего времени точная история возникновения этого счета не известна. Наши летописцы охотно пользовалнсь индиктами, хотя не все хорошо понимали этот счет. Перемена номера индикта -- 1-го сентября. Поэтому лишь сентябрьские года имели один индикт. Мартовские года от марта до августа имели один индикт, а от сентября до февраля другой. Вот это обстоятельство не все летописцы одинаково понимали. А потому индиктный летопиисный счет изобилует ошибками.
        Таблица 6 дает индикты годов без всяких вычислений. При проверке дат надо всегда иметь в виду примечание, сделанное к таблице 6-ой.

- 10 -


- 299 -

Послесловие редактора.


^Cтр. 1, стрк. 11-12. "Год, включающий в себя дату Р. X. (фиктивную), называется 1-м годом до Р. X., а следующий -- 1-м годом по Р. X." Ср. стр. 17, стрк. 35-6. Сам Н. В. Степанов знает, что истинной эпохой эры Дионисия малого было Incarnatio [Domini], т. е. благовещение, а не рождество Христово. Само собою понятно, что Дионисий, писавший в 1-ой половине VI века, в Риме, полагал благовещение 25 марта, а рождество Христово 25 декабря. Но в таком случае уже a priori невероятно, что он полагал рождество Христово 25 декабря 1 года до р. Х. = 5509 kata romaiouV [по "константинополъской" эре от сотворения мира], благовещение, следовательно, 25 марта того же 1 года до р. X., но kata romaiouV, -- слишком за 9 месяцев до начала своей эры "от воплощения Господа." Есть и другие веские основания думать, что Дионисий полагал благовещение 25 марта 1-го года своей эры = нашего 1 года по р. Х.= 5507 kata romaiouV, в день пасхальной XIV-ой луны, пасхального полнолупия, и рождество Христово 25 декабря 1 года по р. Х. = 5508 kata romaiouV.
^Cтр. 2-5. Солнечные епакты, epaktai hliou = вруцелета только в наших славянских пасхальных таблицах приурочиваются к годам "византийского" круга солнца. В самой же Византии, насколько известно, эти епакты солнца употребляли почти только те хронологи, которые, как св. Максим исповедник в 640--641 г., держались александрийской, аппиановой эры и александрийского круга солнца (eikosioktaethriV tou hliou). Из хронологов, принимавшпх "ромейскую" эру, их знают писавший в 638/9 и 640/1 гг. монах и пресвитер Георгий1) и сирийские хронисты, у которых эти цифры называются "основанием года", sqasqa d snqa. Позднейшие византийские пасхалисты, державшиеся "ромейской" эры от сотворения мира (аноним 1079 года, Матфей Властарь в 1335 и 1337 гг. Исаак Аргир в 1373 г., аноним 1377 года [=псевдо-Аргир]) не знают никаких "епакт солнца", и свои правила для вычисления дней недели приурочивают прямо к кругам солнца. Зато епакты солнца хорошо известны западным средневековым компутистам, начиная с Дионисия малого и Беды. У них epactae solis чаще называются concurrentes dies hebdomadum, обычно просто concurrentes. Именно западные хронологи (Беда) и принимали их за день недели 24 марта.

1^Пасхалистическое произведение этого Георгия издано Fr. Diekamp'ом в Byzantinische Zeitschrift B. IX. 1900, SS, 24-33.


- 300 -

Что такое значение их -- не первоначальное, признает и Н. В. Степанов (стр. 5, прим. 1). Вопрос об их истинном, первоначалъном значении едва ли не относится к чнслу неразрешимых. Но совершенно бесспорно их александрийское происхождение. В Александрии эти цнфры употреблялись несомненно уже в IV веке. Они стоят под нменем qeon, дней "боговъ" (т. е. семи планет) в так называемых kefalaia(краткая хроника на 328--373 гг.. с пасхалистическими датами) при пасхальных посланиях Афанасия в., а в 378 году александрийский астроном Павел предлагает в своем "Введении в астрологию" (Eisagwgh eiV thn apotelesmatikhn) правнла для вычисления этих "чисел богов", posai twn qewn по годам эры Диоклитиана. Монах и пресвитер Георгий называет их: epaktai twn ebdomadwn, hgoun twn legomenon qewn и говорит прямо, что последнее название дают им египтяне (epaktai de qewn par AiguptoiV legontai anti tou epaktai twn ebdomadwn). Известно ему и названис epaktai hliou).
        Наши вруцелета совершенно тождественны с этими "числами богов" = "епактами солнца", и говорить о "преобразовании солнечных епакт в вруцелета года" -- едва ли основательно. Даже и размещение вруцелет по месяцеслову, быть может, и не представляет собой новшества, введенного толъко не ранее XIV века. Ведь "числа богов" могли стоять под всеми числами года и в александрийских языческих (а потом и христианских) календарях, подобно тому как стоят в сохранившихся римских календарях нундинные и воскресные буквы, Litterae dominicales.
^Cтр. 6, стрк. 29-30 "Пасха празднуется 1) в первое воскресенье 2) после первого весеннего полнолуния."
        По правилам принятой у нас александрийской пасхалии пасха празднуется в первое воскресенье после 14-го дня луны, следовательно в 15-21 дни луны циклического александрийского нисана. Но в IV веке этот 14-й день луны почти никогда не совпадал с полнолунием. Полнолуние обыкновенно приходилось на 15-й, иногда даже на 16-й день луны по александрийскому счету, и только в исключительных случаях на вечер 14-го. Поэтому и пасха в Александрии в то время совершалась не всегда "после" полнолуния, но иногда и в самый день полнолуния и даже раньше его.
^Cтр. 7, стрк. 33-34 "Византийские круги луны переработаны из александрийского
круга луны понижением номера круга на 3 единицы". -- Наоборот принятый в Византии сирийский круг луны древнее, приуроченного к эпохе Диоклетиана, александрийского 19-летнего лунного круга. Эпоха этого сирийско-константинопольского круга луны, как показал В.В.Болотов1, подобрана искуственно. За его 1-й год принят тот

1^Журнал Комиссии Русского Астрономического Общества по вопросу о реформе календаря в России. Приложение V (доклад В.В.Болотова на заседании 3 мая 1899 года), стр. 33.


- 301 -

лунный год, начало которого, 1-е тишри, приходится на 24-е сентября, день осеннего равноденствия, идеальное начало сиро-македонского лунного года. Этого именно "лунного" круга с основанной на нем пасхалии, назначавшей пасху 2 раза в 19 лет на 4-6 недель раньше александрийской пасхи, и держались, по мнению В.В.Болотова, около 325 года сирийские протопасхиты, совершавшие пасху вместе с иудеями. Уже это согласие сирийских христиан с (сирийскими) иудеями говорит за относительную древность этого лунного цикла. По всей вероятности, и христиане и иудеи в Сирии имели у себя этот цикл еще около середины III века, заимствовав его еще в II веке. Александрийский же "19-летний" цикл  не мог быть изобретен раньше 284/5 г. эпохи Диоклетиана.
^Cтр. 8, стрк. 13-14. "По-древнейшим"[византийским] "основаниям высчитаны пасхальные полнолуния". --  Нет; пасхальные "полнолуния", 14-я луны высчитаны не по византийским qemelia или qemelioi selhnhV, а по александрийским epaktai selhnhV, означавшим возраст луны к 1-му тоут. Ряд этих александрийских епакт луны начинается в александрийском "19-летнем" круге цифрой 30=0, в сирийско-константинопольском "лунном" круге -- цифрой 3. "Визаитипокие" qemelioi, наоборот, сами подогнаны к заимствованным из Александрии пасхальным "полнолуниям". Неизбежный при 19-летнем лунном круге, 1 раз в 19 лет, так называемый saltus lunae (увеличение епакты не на 11, а на 12) приходится в ряде византийских qemelioi обыкновенно не после 11-го, а после 16 круга луны именно потому, что тут, в конце александрийского 19-летнего круга, делает скачек, переходит с 17 апреля (не на 6-е, а) на 5-е, пасхальное полнолуние, 14-я луна.
^Cтр. 14, стрк. 17-28. Вопрос о том, когда был изобретен и когда потом "вошел в практику жизни" современный иудейский календарь, и о том, как иудеи до этого времени праздновали пасху, решается учеными неодинаково. Но принимаемое Н. В. Степановым мнение, что еврейский календарь изобретен был в IV веке, а вошел в практику в IX-XI вв., во всяком случае неправдоподобно. Черезчур уж велик промежуток времени между изобретением и введением в практику -- в 500-700 лет! И даже Э. Швартц, которому следует Н. В. Степанов, в отличие от А. Шварца, относившего изобретение иудеийского календаря к 359/360 году, принимал, что этот календарь изобретен в 499-500 гг.1) Предположение Швартца, будто до этого времени иудеи в определении месяца, когда нужно совершать пасху, руководствовались солнечными календарями тех городов, где они жили, покоится на слишком шатких основаниях и сохранившиеся немногочисленные свидетельства об иудейском времясчислении первых столетий

1^ О времени введения иудейского календарл см. в моей статье: "К истории времясчисления у евреев, греков и римлян" (в Журнале Мин. Народн. Просв. за 1914-й год), стр. 8-15 отдельных оттисков.



Вернуться на страницу "Хронология и хронография"