[an error occurred while processing this directive]
122
И.Н. Данилевский.
ЛУННО-СОЛНЕЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ
(Архив русской истории. 1992, ь 1, с.122-132)

Как известно еще из трактата Кирика Новгородца "Учение, им же ведати человеку числа всех лет" (1136 г.), в древней Руси пользовались не только привычным нам солнечным календарем, но и календарями других типов.1 В частности, Кирик упоминает календарь, в котором через два года на третий; ("на четвертый", по включительному счету, которым пользовался автор "Учения") к 12 месяцам продолжительностью в среднем по 29,5 дней присоединялся дополнительный тринадцатый. Такой календарь явно относился к лунно-солнечным системам счета лет.

К сожалению, Кирик не уточнил, как назывались месяцы этого календаря какова была их реальная продолжительность, как они соотносились с месяцами юлианскими, с какой даты начинался такой год, между какими месяцами, должен был вставляться дополнительный месяц и т.д. Все это не могло не вызвать интереса у исследователей летописей. Однако для того, чтобы разобраться в не всегда ясных и бесспорных указаниях первого отечественного труда по хронологии, данных явно не доставало.

Только в начале нашего века трудами Н.В. Степанова были определены более или менее перспективные направления поисков. Параллельный анализ "Учения" Кирика и летописного хронологического материала привел Н.В.



1 Кирик Новгородец. Учение им же ведити человеку числе всех лет //Историко-метематические исследования. М.,1953.Вып.3.

123


Степанова к заключению, что лунно-солнечный каледнарь, упомянутый доместиком Антониева монастыря в Новгороде, использовался на Руси весь летописный период, вплоть до XVIII века.

Степанову удалось установить, что названия месяцев этого календаря ("небесные" месяцы, как их называют летописцы) совпадали с названиями месяцев юлианского календаря ("книжными"). Границы же их - начало и конец месяцев - не совпадали. Омонимичность "небесных" и "книжных" месяцев серьезно осложняла поиск и выявление лунно-солнечных дат в летописных, (и каких бы то ни было других) текстах. Это, однако, не остановило исследователя. Путем скрупулезного анализа датирующей информации ему буквально по крупицам удалось собрать такие данные и проанализировать их.

Степанов пришел к выводу, что лунно-солнечный год был исконно русским; он начинался полнолунием, предшествующим или совпадающим с весенним равноденствием, что могло соответствовать либо второй неделе Великого поста, либо (если предыдущий лунно-солнечный год завершался вставным дополнительным месяцем) вербному воскресенью.2 Такой год Степанов предложил называть цирка-мартовским (т.е. околомартовским), поскольку его начало могло приходиться на конец февраля - начало апреля, или древнелетолисным русским годом. Им считали время, по мнению Степанова, "наши древние грамотеи". Появился он "как равнодействующая между византийским и национально-русским времясчислением".3 У восточных славян ему предшествовал какой-то лунный календарь: его-то Степанов и называл "национально-русским".4

Многие положения, высказанные Степановым, нуждались в дополнительном подтверждении, поскольку базировались не на Фактах, а на общих рассуждениях - хотя и не лишенных основания, но не бесспорных. Однако сам Н.В. Степанов доказать эту гипотезу на успел. Не была она доказана (но и не опровергнута!) и после его смерти.

Цирка-мартовский стиль упоминался в ряде пособий по древнерусской хронологии, однако специальных работ, посвященных ему, так и нз появилась. Между тем детальная разработка вопроса об архитектонике древнерусского лунно-солнечного календаря может, видимо, "снять" целый ряд вопросов.



2Степанов Н.В. Заметка о хронологической статье Кирика (XII век) // ИОРЯС, 1910. Т.15. Кн.З. С.131-1ЗЗ.
3Степанов Н.В. Заметка о хронологической статье Кирика (XII век) // ИОРЯС, 1910. Т.15. Кн.З. С.134. Его же. Единицы счета времени (до XIII века) по Лаврентьевской и Новгородской летописям. М.1909. С.52; Его же. Календарно-хронологические факторы Ипатьевской летописи до XIII века // ИОРЯС, 1915. Т.20. Кн.2. С.7-8.
4Степанов Н.В. Календарно--хронологические факторы. С.8.

124


связанных с уточнением перевода значительного числа дат, зафиксированных в летописях. Не исключено, что именно на этом пути можно будет разобраться в большом количестве разночтений летописных дат, в том числе в противоречиях между датировками по церковному календарю и "юлианскими" датами.

Отсутствие исследований такого рода, скорее всего, объясняется просто. Окончательное решение "цирка-мартовской" проблемы вряд ли возможно без дополнительных источников информации, либо без принципиально новой методики обработки летописных дат. Надежда же на появление в поле зрения историков новых источников для изучения хронологических систем русского средневековья, казалось бы, исчезающе мала.

Между тем, такие источники сохранились. К их числу относятся некоторые книги для "простецов", популярные пособия по богословским лроблемам, а также ряд так называемых "отреченных" книг, не признававшихся и даже преследуемых ортодоксальной православной церковью, но тем не менее имевших достаточно широкое хождение среди мирян (а возможно, и духовенства) на протяжении интересующего нас периода. Они хорошо известны литературоведам и текстологам, но крайне редко привлекали внимание историков.

Особое место в изучении древнерусской хронологии должна занять Толковая Палея - комментированное популярное изложение Ветхого Завета. Она неоднократно издавалась, в том числе один раз - фототипически.5 Ее текст изучался такими выдающимися исследователями как М.И. Сухомлинов, Н.С. Тихонравов, И.И. Срезневский, В.М. Истрин, А.А.Шахматов, В.М. Адрианова и др.6 В центре дискуссии оказался вопрос об отношении Толковой Палеи к близким ей текстологически "Речи Философа" и "Слову о законе и благодати" митрополита Иллариона. Его решение в свою очередь тесно связано с проблемой происхождения Палеи и историей ее текста на Руси. После революции работа в этом направлении была приостановлена. Значительная часть вопросов осталась



5Памятники старинной русской литературы. Вып.З: Ложные и отреченные книги русской старины, собранные Пыпиным А.Н. СПб.,1862; Палея Толковая по списку, сделанному в г. Коломне в 1406 году. М.,1892. 4.1. Вып.1; Толковая Палия 1477 года: Воспроизведия Синодальной рукописи ь 210. СПб.,1892. Вып.1.
6Сухомлинов М.И. Исследования по древнерусской литературе СПб.,1908. С.38-70; Тихонравов Н.С. Собрание сочинений. М., 1896. Т.1. С.,155-170; Срезневский И.Н. Древние памятники русского языка (ХI-ХIV веков): Общее повременное обозрение. СПб., 1882; Истрин В.М. Замечание о составе Толковой Палеи // ИОРЯС, 1897, Т.2. Кн. 1,3; 1898. Т.3. Кн.1; Сборник ОРЯС. 1898. Т.65. N 6; Его же. Редакции Толковой Палеи. // ИОРЯС , 1905. Т.10. Кн.4, С.135-203; 1906. Т.II. Кн.1, С.1-43; 1906. Т.II, Кн.2, С.20-61; 1906. Т.II. Кн.3. С.418-450; Шахматов А.А. Толковая Палея и русская летопись. СПб., 1904; Адрианова В.П. К литературной истории Толковой Палеи. К.,1910, и пр.

125


без ответов. Лишь в последнее время Толковая Палея вновь привлекла внимание исследователей.7

Тема нашей статьи не позволяет разбираться во всех перипетиях полемики специалистов в области текстологии и истории древнерусской литературы. Отметим лишь, что ни у кого из исследователей не вызывало сомнений, что появление Палеи (или ее основного источника) на Руси (независимо от того, где именно она была создана - на Руси, в Болгарии или в Византии) относится ко времени не позднее XI в., а также то, что значительное место в ней занимают фрагменты собственно русского происхождения. К числу таких текстов относится раздел "О Солнце и о Луне", частично перекликающийся с 9-м словом Топографии Козьмы Индикоплова.8

Краткий рассказ о сотворении Солнца и Луны завершается в нем изложением математических оснований лунно-солнечного календаря. Независимо от того, когда именно этот текст был включен в Толковую Палею (что, конечно, не снимает необходимости решения данного вопроса), перед нами, вне всякого сомнения, тот самый (или один из тех самых) лунно-солнечный календарь, который упоминался Кириком Новгородцем, и следы которого обнаружил в русских летописях Н.В. Степанов.

Этот год состоит из 12 месяцев, каждый из которых содержит в среднем по 29.5 суток. Всего в году насчитывается 354 дня. Разница между этим (лунным) и юлианским (солнечным) годами составляет в среднем 11 дней. Из них складываются дополнительные месяцы, которыми периодически дополняется календарь. Порядок вставки дополнительных тринадцатых месяцев определяется 19-летним лунным циклом. Год по этому календарю начинается с 1 января, что совпадает с данными Кирика Новгородца о лунном круге, а также со сведениями отреченных книг.9



7См., напр.: Творогов О.В. Древнерусские хронографы. М.,1975. С.18, 20, 46, 58,129, 133-135 и др.
8 Ср.: Книга, глаголемая Козмы Индикоплова. СПб.,1886.
9 Палея Толковая... 1406 Г. М.,1892. 4.I. Вып.1. С.22-31; Толковая Палея 1477 г. Спб., 1892. Вып.1. Л.12-15. Ср.: Турилов А.А. Чернецов А.В. Отреченная книга Рафли // ТОДРЛ. Л., 1985. Т.40. С.293; Перетц В.Н. Материалы к истории апокрифа и легенды. 2: К истории Лунника. Введение в славянские тексты. СПб.,1901. С 29, 31, 92-93 и др. Зелинский А.Н. Конструктивные принципы древнерусского календаря // Контекст: 1978. M.,1978. С.69-70.
    Не исключено, что именно с этим новогодием может быть связан ряд богослужебных книг: избранные службы Минеи служебной и Триодей постной и цветной, в которых службы начинаются Рождеством (25 декабря) и заканчиваются Введением во храм (21 ноября) или Николой зимним (6 декабря); никоторые месяцесловы, в том числе январские месяцесловы Кормчих книг XIII-XV вв.; сборники праздничных служб, в которых "праздники" ориентированы на год, начинавшийся с декабря, и пр. Правда, А.М.Пантковский считает, что составители всех этих сборников следовали западной латинской календарной традиции (Пентковский А.М. Календарные таблицы в русских рукописях XIV-XVI вв. // Методические рекомедации по описанию славяно--русских рукописных книг. М., 1990. Вып.3, Ч.1, С.197).

126
К сожалению, в Палее не оговаривается реальная продолжительность каждого месяца, в том числе и эмболисмического (вставного). Не совсем ясен из описания порядок его вставки. Ничего не говорится о происхождении и сфере применения этого календаря, принципах определения начала месяцев.

Частично отсутствующие данные можно компенсировать данными других источников (Астрологии, Лунников, Златой Матицы, книги Рафли и др.), частично - восстановить путем анализа календаря, который следует далее в текста Палеи.

Он представляет собой указание начальной и конечной дат юлианского календаря для каждого из 235 (включая 7 вставных) месяцев лунно-солнечного календаря в рамках 19-летнего лунного круга. Списки его имеют значительное число существенных разночтений. Это связано, возможно, не только с ошибками переписчиков, но и с работой редакторов, которые уточняли соотношение "небесных" и "книжных" месяцев. Подобные поправки были, судя по всему, неизбежны. Ведь лунные Фазы постоянно "сдвигаются" относительно дат юлианского календаря (отстают на 1 сутки за 310 лет). Так, если в 345 г.н.э. мартовское новолуние пришлось на 20 число, то спустя 59 кругов Луны, в 1466 г. оно наступило уже в ночь с 16 на 17 марта. В основе же датирования событий по лунно-солнечному календарю скорее всего лежали непосредственные наблюдения, а не отвлеченные математические расчеты, Кроме того, в 235 календарных месяцах лунного календаря (по 29,5 средний солнечных суток в каждом) содержится 6932,5 дня, что почти на 7,2 суток меньше истинной продолжительности 235 синодических месяцев (235*29,530588=6939,6881 сут.).

Следовательно, найденный календарь может использоваться для практических хронологических вычислений только после предварительной критики.

Вниманию читателэй представляется попытка первичной обработки древнерусского лунно-солнечного календаря Толковой Палеи (Приложение 1). За основу реконструкции взят текст Коломенского списка, 1406 г. (К).10 Разночтения даются по спискам Синодальному, 1477 г. (Син)11. Кирилло-Белозерскому, XV в. (КБ), Венскому, XVI в. (В) и Силинскому, XVII в. (Сил)12.



10 Палея Толковая... 1406 г. Л.12-16об.
11 Толковая Палея 1477 г. Л.12об.-15.
12 Палея Толковая... 1406 г. Стб. 45-63.

127
Предлагаемая публикация включает даты юлианского календаря ("книжных" месяцев), совпадающие с первыми числами месяцев "небесных". Даты обозначаются четырьмя цифрами, первые две из которых указывают число, а последние - месяц юлианского календаря (в привычной нам нумерации, т.е. 1 - январь. 2 - февраль и т.д.), на которые пришлось в данному году первое число соответствующего "небесного" месяца.

Например, согласно таблице, в строке, соответствующей "небесному" январю, в столбце, обозначенному цифрой 1 и показывающему начальные даты месяцев для годов, совпадающих с первым кругом Луны, стоит число 21.12. Оно означает, что 1 число "небесного" января в годы первого круга Луны выпадало на 21 число двенадцатого месяца юлианского календаря (при привычном нам январском новогодии), т.е. на 21 декабря. "Небесный" февраль того же года начинался 20.01., т.е. 20 января. Значит, "небесный" январь 1 лунного круга продолжался с 21 декабря по 19 января и содержал 30 дней.

Из анализа календаря Толковой Палеи следует, что началом месяца, а значит, и года, было не полнолуние, как считал Н.В. Степанов, а новолуние: большинство дат совпадает, кстати, с первыми числами лунного мусульманского календаря, что свидетельствует, вероятно, об определенных конструктивных аналогиях в построении этих календарей.

Например, по древне-летописному русскому календарю (пользуясь терминологией Н.В. Степанова) 1 марта "небесного" 6518 г. по константинопольской эре (соответствует 1 кругу Луны) должно было приходиться на 18 февраля 1010 г.н.э. Февральское новолуние в этом году выпадало на 17 февраля, а молодой месяц (неомению) можно было впервые наблюдать на следующий день, 18 числа, на заходе Солнца. (Ср.: 1 раджаба 400 г. хиджры приходилось на 18 Февраля 1010 г.н.э.).

Продолжительность месяцев точно установить не удается. В большинстве случаев можно проследить тенденцию к тому, чтобы нечетные месяцы (январь, март, май, июль, сентябрь, ноябрь) были "полными" и содержали по 30 дней, а четные (февраль, апрель, июнь, август, октябрь и декабрь) - "пустыми" и состояли из 29 дней. Однако эта тенденция довольно часто нарушается. Не исключено, что продолжительность месяца зависела от реальных сроков новолуний, а не подчинялась общему правилу. В то же время ряд источников указывает точное число дней в каждом из месяцев, но данные эти не всегда совпадают.

Так, в разделе "настатие Луны" в Толковой Палее 1477 г. указывается, что в "январской Луне" содержится 30 дней, в февральской - 29, мартовской - 30, майской - 29, июньской - 29, июльской - 30, августовской - 30, сентябрьской - 30, октябрьской - 29, ноябрьской - 30, декабрьской - 29.


128
Пропуск апреля ставит, впрочем, 'поп сомнение все приведенные здесь данные, начиная с мая.13

Есть аналогичные указания и в Астрологии, опубликованной Н.С. Тихонравовым по списку XVI в.: в январе "Луна содержит" 30 дней, в феврале - 28, в марте - 30, в апреле - 29, в мае - 30, в июне - 29, в июле -30, в августе - 30, в сентябре - 29, в октябре - 30, в ноябре - 29, в декабре - 30.14

Как видим, данные Толковой Палеи и Астрологии по Февралю, маю, сентябрю, октябрю, ноябрю и декабрю расходятся. Очевидно, эта проблема нуждается в дополнительном специальном изучении. Не исключено также, что указания продолжительности месяцев в этих источниках могут относиться к разным лунно-солнечным календарям.

Именно с такими "небесными" месяцами связаны восточнославянские названия месяцев во второй (краткой) редакции гадательного Лунника XV -начала XVI в.: просинець (январь), сеченъ (Февраль), сухий (март), березозолъ (апрель), травенъ (май), изокъ (июнь), червенъ (июль), заревень (август), рюинъ (сентябрь), листопадъ (октябрь), груденъ (ноябрь), студенъ (декабрь).15 Тождественные или очень близкие названия этих же месяцев приводятся в Галицком Четвероевангелии 1144 года, в Полоцком пергаменном евангелии и ряде других источников.16

Дополнительные, вставные месяцы, судя по календарю Толковой Палеи, не имели собственных названий и именовались просто "Луной". Такие "Луны" вставлялись между августом и сентябрем 2 лунного круга, между июлем и августом 5 круга Луны, январем и февралем 8, октябрем и ноябрем 10, августом и сентябрем 13, маем и июнем 16 и, наконец, декабрем 18 и январем 19 лунного кругов. Величина эмболисмичесих месяцев составляла 29-30 дней, то есть равнялась продолжительности обычных месяцев. Влияла ли их величина на протяженность последующих месяцев, и если да, то как, установить пока не удалось.

Величина годе изменялась от 354 дней в простом году до 365 дней в 13-месячном високосном году. Самым коротким был год, приходившийся на 19-й круг луны. Он содержал всего 345 (в високосном - 346) дней. Само по



13Толковая Палея 1477 г. Л.15.
14Астрология (рукопись Троице-Сергиево лавры ь 177) // Тихонравоав Н. Памятники отечественной русской литературы: Собраны и изданы Н.С. Тихонравовым / Приложение к
сочинению "Отреченные книги древней России". М.,1863. Т.2. С.415-420.
15Перетц В.Н. Материалы к истории апокрифа и лигенды. С.93.
16См.: Прозоровский Д.М. О славяно-русском дохристианском счислении времени // Трупы 8-го археологического съезда в Москве. 1890 г. М.,1897. Т.3. С.205-206, 211-213.

129
себе это странно, поскольку сокращает величину 19-летнего цикла на 9 дней, что как раз равно разнице между данным календарем и истинной продолжительностью 235 синодических месяцев.

Начало года колебалось между 4 декабря и 1 января юлианского календаря. Это, кстати, полностью согласуется с данными этнографии о начале года у восточных славян.17

Данная публикация является лишь первым шагом в изучении древнерусского лунно-солнечного календаря и, естественно, не может ответить на все возникающие в связи с этим вопросы. Кроме тех проблем, которые уже были сформулированы по ходу изложения, предстоит выяснить происхождение этого календаря и его связь с праславянским, а также с дохристианским календарем восточных славян. Необходимо установить область применения лунно-солнечного календаря, территории, где он использовался, время его бытования. Следует разыскать летописные даты, записанные по этому календарю, разработать методику их перевода в общепринятую систему летосчисления.

Необходимым предварительным условием дальнейшего изучения календаря Палеи является выяснение его соотношения с календарными данными других источников, сохранивших сведения о лунно-солнечных системах счисления лет в Древней Руси, и прежде всего с "Учением им же ведати человеку числа всех лет" Кирика Новгородца.
 



17 Прозоровский Д.И. О славяно-русском дохристианском счислении времени. С.202; Чичвров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря ХV-ХIХ веков: Очерки по истории народных верований. М.,1957. С.67-68, 167-169; Его же. Русское народное творчество. М.,1959. С.365; Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: Опыт историко-этнографического исследования. Л.,1963. С.13-14, 26 (здесь же, кстати, подчеркивается, что мартовское новогодие, которое во всех учебниках по хронологии связывается с восточнославянским календарем, не соответствовало "ни хозяйственному укладу Руси, ни трудовым навыкам центрально- и севернорусского крестьянства" и не считались "в старом крестьянском обиходе праздниками").
    О том, что у восточных славян до принятия христианства год начинялся с месяца, соответствовавшего "небесному" январю, косвенно свидетельствует этимология его названия - "просинец" = 'просветление дня, светлеющий' (См.: Чичеров В.И. Зимний период... С.71-72; Его же. Русское народное творчество. С.365.) На декабрьское новогодие были сориентированы и таблицы "лунного течения". (Степанов Н.В. Исследования "лунного течения". М.,1913. С.З-6.).


130-132
Лунно-солнечный календарь Древней Руси. Приложение.


"Небесные
месяцы"
КРУГИ ЛУНЫ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
январь 21.12 10.12 29.12 18.12 07.12 27.12 15.12 04.12 24.12 13.1222 31.12 20.12 08.12 27.12 16.12 05.12 24.12 13.12 01.0155
Луна
              03.0116                      
февраль 20.01 09.01 28.014 17.01 06.0110 25.01 14.01 01.0217 22.01 10.01 30.01 19.0128 07.01 26.0135 15.01 04.01 23.01 12.01 31.01
март 18.02 07.02 26.02 15.02 05.0211 23.02 12.0214 03.0318 20.02 09.02 28.02 16.02 05.02 24.02 13.02 02.02 21.02 10.02 01.03
апрель 19.03 09.03 28.03 17.03 06.03 24.03 14.03 02.0419 22.0321 10.03 30.03 18.03 07.0330 25.03 15.03 04.03 23.03 12.0349 31.03
май 18.04 07.04 26.045 15.04 04.04 22.0413 12.04 01.05 20.04 08.0423 28.04 16.04 05.0431 23.04 13.04 02.04 21.04 09.04 29.04
Луна
                              01.0544      
июнь 18.05 07.05 26.05 15.057 04.0512 23.05 12.05 31.05 20.05 08.05 28.0526 16.05 05.05 23.0536 13.0541 01.06 21.0547 09.0550 29.05
июль 16.06 05.06 24.06 13.06 02.06 21.06 11.06 29.06 18.06 06.0624 26.06 14.06 03.0632 21.0637 11.0642 30.0645 19.0648 07.0651 27.06
Луна
        02.07                            
август 16.07 05.071 24.07 12.078 01.08 20.07 10.07 29.07 18.07 06.07 26.07 14.07 03.07 21.07 11.07 30.07 19.07 07.0752 27.0756
Луна
  03.08                     02.0833            
сентябрь 14.08 01.092 22.086 11.08 30.08 18.08 08.08 27.0820 16.08 05.0825 24.08 12.0829 31.0834 19.0838 09.0843 28.08 17.08 05.0853 25.08
октябрь 13.09 01.10 21.09 10.09 29.09 17.09 07.09 26.09 15.09 03.09 23.09 11.09 30.09 18.0939 08.09 27.09 16.09 05.09 24.0957
Луна
                  02.10                  
ноябрь 12.10 30.103 20.10 09.109 28.10 16.10 6.10 25.10 14.10 01.11 22.10 10.10 29.10 17.10 07.10 26.10 15.10 04.10 23.10
декабрь 11.11 29.11 19.11 08.11 27.11 15.11 5.1115 24.11 13.11 01.12 21.1127 09.11 28.11 16.1140 06.11 25.1146 14.11 03.1154 22.11
Луна
                                  02.12  



 
1К нет, восст. по Син, КБ, Сил.
2 Предыдущий август оканчивается 30 августа юлианского.
3 Сил 01.11.
4 К  27.01.
5 Син 27.04.
6 К, КБ, Сил 21.06, В Син 20.06; восст. по предыдущему августу - кончается 21.08.
7 К, КБ, В Сил нет, восст. по Син.
8 Син, Сил 13.07.
9 Син, Сил 10.10.
10 Син 07.01.
11 Новолуние 02.02.
12 Син, Сил 05.05.
13 К 21.04.
14 К 14.02.
15 К 03.11, Син, Сил 06.11.
16 Син "февральская Луна".
17 Син "Луна".
18 К, КБ, В 02.03.
19 Син 03.04.
20 Сил 26.08.
21 Син 20.03.
22 К 12.12.
23 К 10.04.
24 Син число пропущено.
25 К, КБ, В 15.08.
26 Син, Сил 29.05.
27 К, В 20.11.
28 К, В 18.01.
29 В 14.08.
30 Син 05.03.
31 Син 05.05.
32 К, В 02.06.
33 КБ 12.08.
34 Сил 11.08.
35 Син 27.01.
36 Син 24.05.
37 К, В 20.06.
38 К, В 14.08.
39 К, В 17.09.
40 Син 18.11.
41 Син 12.05.
42 Син, КБ, В, Сил 12.06.
43 Син 11.08.
44 Син нет; май наступает 02.04, а оканчивается 30.05. В Сил. 31.05.
45 К 04.06.
46 К 26.11.
47 Син нет.
48 К, КБ, В, Сил 18.06.
49 Син 11.03.
50 К 10.05.
51 К, В 08.06.
52 К, КБ, В 08.07.
53 К нет; В КБ 15.08.
54 К, КБ, В 02.11
55 К, В 02.01
56 КБ, 26.07
57 К, В 21.09


Вернуться на страницу "Хронология и хронография"