Е. Э. Гранстрем. Рец. на:
V. Grumel. La chronologie. Paris, 1958, 487 p.
(Traité d'études byzantines, publié par P. Lemerle. I, Bibliothèque byzantine)

Византийский временник, вып. 18, 1961 г. с.290-291.


OCR: Halgar Fenrirsson


    Книга Грюмеля представляет первое руководство по византийской хронологии, охватывающее не только системы летосчисления, принятые в античной и средневековой Греции, но и системы летосчисления, употреблявшиеся народами, жившими на территории, входившей в состав империи (например, в Армении, в Египте), или же народами, находившимися под влиянием византийской культуры (например, грузинами, сербами и болгарами). Трудно переоценить значение такого солидного труда не только для специалистов по истории Византийской империи, но п для медиевистов вообще, а также — и это надо особенно подчеркнуть — для специалистов по истории некоторых народов СССР.

    В предисловии автор кратко определяет состав и цель своей работы, подчеркивая ее отличие от известной работы русского ученого Муральта «Essai de chronologie byzantine». Муральт, как известно, составил перечень событий византийской истории, расположенный в хронологическом порядке; рецензируемая книга, по указанию самого ее автора, посвящена хронологическим средствам в византийской истории, т. е. приемам и методам летосчисления, а также способам измерения времени, применявшимся в Византии.

    Первая часть (стр. 3-158) посвящена проблеме мировой эры, т. е. способам вычисления числа лет, протекших со дня сотворения мира; число это устанавливалось на основе трех элементов (Библия о сотворении мира, хронология евангельских событий и пасхальные таблицы).

    Широко известная эра (наиболее распространенная в древней Руси), согласно которой Христос родился в 5509 г. от сотворения мира, причем год начинался 1 сентября, установилась не сразу. В первой главе первой части книги рассматривается вопрос о мировой эре в произведениях Климента Александрийского, Ипполита, Секста Юлия Африкана, Евсевия и в некоторых других источниках. Во второй главе той же части (стр. 26-30) изложена хронология евангельских событий, а третья глава (стр. 31-55) посвящена лунному циклу, положенному, как известно, в основу пасхалии. В четвертой главе той же части изложены взгляды Петавия (Petau), Эдуарда Шварца (Ed. Schwartz) и Рюля (Rühl) на происхождение мировой эры. В пятой и шестой главах (стр. 73-97) содержатся сведения о системе летосчисления Пасхальной Хроники и об александрийской эре, а следующие две главы (стр. 98-128) посвящены пересмотру системы летосчисления при Юстиниане и становлению византийской эры в ее наиболее распространенной форме. Далее, вслед за девятой главой, где идет речь о кругах солнца в 28 лет и пасхальном цикле протяженностью в 532 года, следуют главы (стр. 140-153) [290] о системах летосчисления, встречающихся в армянских и грузинских источниках.

    Во второй части книги Грюмеля (стр. 161-231) разобраны способы измерения времени, основанные на явлениях природы: смене дня и ночи, временах года, циклах луны и солнца (кругах луны и солнца — как говорили в древней Руси). Все эти явления имели первостепенное значение в жизни средневекового человека; ими определялись сроки сельскохозяйственных работ, а также церковные праздники и некоторые обряды. Тут же содержатся сведения о днях недели, о порядке месяцев, принятом разными народами (с указанием названий месяцев). Большое место в этом разделе уделено календарным системам античности и средневековья: рассматриваются календарь египтян, аттический календарь, македонский календарь, календарные системы Малой Азии, Вифинии, Сирии и др. Изложены способы летосчисления по Олимпиадам, индиктам, эрам имперским и т. п.

    Третья часть (стр. 237-481) называется «Хронологические таблицы» и содержит таблицы неоценимой важности для всякого, кому приходится обращаться к византийским источникам. В этой части заключаются следующие таблицы (указываются важнейшие): 1) Общая хронологическая таблица, где сведены годы от рождества Христова, Олимпиады, годы от сотворения мира, годы эры Александрийской, Антиохийской, армянской, грузинской и некоторых других; указаны также даты Пасхи и так называемые Litterae Dominicales. Эта таблица доведена до 1525 г. включительно; 2) пасхальные таблицы, круги солнца и луны; 3) сводная таблица лет Хиджры и лет христианской эры; 4) таблицы календарные, включающие названия месяцев и порядок их в разных календарях, пасхальные таблицы; 5) «литургический календарь», т. е. таблицы передвижных церковных праздников; в этом разделе очень важна таблица церковных праздников и список святых с указанием дней их памяти; сведения даны не только о византийском церковном календаре, но также о церковных календарях (т. е. о главнейших церковных праздниках) армян, коптов, сирийцев (яковитов и несториан), наконец, мусульман; 6) списки исторические, состоящие из перечней консулов, императоров Рима (начиная с Диоклетиана), императоров византийских, византийских династий, императоров Трапезунда, императоров и деспотов Солуни, Эпира, Морей, правителей Персии, Кавказа и мусульманских государств, правителей славянских стран, латинского Востока и Запада, а также перечней пап, патриархов и важнейших для истории империи соборов.

    Вся книга заключается разделом, озаглавленным «Явления природы», где можно найти перечни затмений луны и солнца с 285 по 1500 г., комет с 300 по 1462 г. и землетрясений с 320 по 1457 г.; в этих перечнях указана территория, где можно было наблюдать то или иное явление природы, а также названы источники, сообщающие об этих явлениях.

    В конце каждой главы помещены правила вычисления дат на основе рассмотренных в данной главе приемов летосчисления. Для каждого раздела указана библиография, причем автору известна русская литература вопроса — как дореволюционная, так и советская.

    Книга Грюмеля принадлежит к числу справочников, составленных на основе длительного и тщательного изучения источников,1 таких |291| справочников, которые в течение не одного десятилетия будут служить пособием и руководством для всех, занимающихся историей Византии и соприкасавшихся с ней стран.

1 Как известно, Грюмель уже давно занимается вопросами хронологии, ему принадлежит ряд статей, касающихся этой темы (например, «L'année du monde dans la Chronographie de Théophane». — EO, 37, 1934, p. 396-408; «L'année du monde dans l'ère byzantine». — Ibid., 38, 1935, p.319-326; «Les premièreséres mondiales». — «Revue des Études Byzantines», 10, 1952, p. 93-108).


↑ к оглавлению Создатель проекта: Городецкий М. Л.